Введение:
В результате осуществления за последнее десятилетие коренных преобразований в политической и экономической жизни России, произошли большие изменения в отношении собственности и организационно-правовых форм коммерческой деятельности.
Сегодняшнюю ситуацию характеризуют:
- разгосударствление экономики;
- возрождение частной собственности превращение в одну из основных форм собственности в российской экономике;
- многообразие форм собственности;
- крупномасштабная приватизация;
- акционирование многих сфер экономики.
Процесс акционирования с моей точки зрения заслуживает особого внимания и более конкретного изучения.
Возрождение акционерного предпринимательства в нашей стране совпало с концом 80-х-началом 90-х годов. Начинатели акционерного дела работали, на свой страх и риск, в обстановке отсутствия опыта, нормативной базы, а часто понимания и поддержки. Их вдохновляла только вера в то, что успех экономических преобразований, отказ от командно-административной системы в управлении народно-хозяйственным комплексом, преодоление излишней централизации требуют поиска нетрадиционных путей.
Акционерные общества получили широкое распространение в различных сферах экономики страны. На 1 января 1996г., по статистике, в России имелось около 895 тысяч акционерных обществ и товариществ в том числе более 51 тысячи акционерных обществ открытого типа и около 664 тысячи акционерных обществ закрытого типа. Среди них были гиганты, как «Газпром», РАО «ЕС России», «Роснефть» и др. /19/.
Благодаря своему финансовому могуществу, контролю над многими отраслями народного хозяйства, нередко монопольному положению на рынке товаров и услуг, а также в силу иных причин, акционерные общества все сильнее и сильнее влияют на экономическое, социальные, политические и иные процессы, происходящие в стране.
Это обстоятельство вызывает необходимость более глубокого исследования экономико-правовой сущности акционерных обществ, принципов их развития и правового обеспечения.
Акционерному обществу, как правовой форме коллективного предпринимательства, присущи все основные признаки юридического лица, а именно:
Глава 3:
Общеизвестно, что отделение функции управления от капитала составляет одну из характернейших черт нового времени. Уникальность института управляющего обществом в том, что он разрушает традиционное понимание корпоративной структуры, поскольку допускает замещение исполнительного органа хозяйственного общества другим коммерсантом или организацией, т.е. в конечной точке, где, казалось бы, теория фикции юридического лица находит свое завершение, появляется новое фиктивное образование или иное полностью автономное право- субъективное лицо /26/. Правовая природа отношений между управляющим и управляемым обществом состоит в том, что управляющий заступает на место исполнительного органа такого общества, а исполнительный орган самоустраняется. Передача полномочий по управлению хозяйственным обществом управляющему отнюдь не подразумевает, что исполнительный орган общества исчезает раз и навсегда, напротив, происходит замещение на известный срок должности (поста) исполнительного органа другим самостоятельным лицом. Заключение договора о передаче управляющему полномочий по управлению хозяйственным обществом порождает обязательство по оказанию управленческих услуг (услуг менеджмента) со стороны управляющего в пользу хозяйственного общества.
Конструкция договора о передаче полномочий по управлению хозяйственным обществом управляющему предлагает, что управляющий заступает на место исполнительного органа юридического лица, но не принимает в доверительное управление имущество хозяйственного общества ни в целом как имущественный комплекс, нм в какой-либо части /25/.
Особую практическую сложность представляет вопрос о квалификации природы договора между управляющим и управляемым обществом. Очевидно, что деятельность управляющего образует процесс оказания услуг: он совершает действия как фактического, так и юридического порядка, т.е. обязательство, возникающее из договора по управлению хозяйственным обществом, направлено на оказание юридическо-факических услуг /19/.
Некоторыми авторами предлагалось предусмотреть в ГК РФ в качестве отдельного вида договора на передачу полномочий исполнительного органа хозяйственного общества третьему лицу, раскрыть его содержание и особенности, порядок заключения, исполнения, прекращения. Впрочем, и в настоящее время ст. 421 ГК РФ не ограничивает каким-либо образом заключение договора о передаче управляющему полномочий по управлению хозяйственным обществом, а многие элементы такого договора могут быть выявлены при систематическом толковании действующего законодательства /21/.
В ст. 103 ГК РФ указывается, что акционерное общество вправе передать полномочия исполнительного органа общества управляющему по договору, но тип (вид) подобного договора в ГК не указан. В специальных законах также не определяется ни тип (вид) такого договора, ни перечень его существенных условий. В связи с этим представляется , что указанная новелла появилась в хозяйственном законодательстве преждевременно. Основанием для такого утверждения является, во-первых, недостаточная теоретическая разработка подобного вида договора и, как результат, отсутствие соответствующих норм в части второй ГК РФ и, во-вторых, отсутствие профессиональных управленческих организаций (управленцев) для крупных акционерных обществ на рынке России. В этой связи, во второй части ГК РФ следует предусмотреть в качестве отдельного вида договор на передачу полномочий исполнительного органа хозяйственного общества третьему лицу, раскрыть его содержание и особенности, порядок заключения, исполнения и прекращения, определить судьбу исполнительных органов после вступления договора в силу.
Заключение:
В заключение дипломной работы представляется необходимым обобщить сделанные в ходе исследования выводы.
В работе рассмотрено гражданско-правовое положение акционерных обществ, выявлены характерные признаки акционерных обществ, проведена их классификация.
Историческое исследование акционерных обществ в России показало становление данного явления и дальнейшее его развитие.
Понятие акционерного общества сформулировано в ст. 96 ГК РФ.
Акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Акционерное общество как форма объединения капиталов рассчитано на крупное предпринимательство и обычно не используется мелкими компаниями.
Анализ законодательства РФ об акционерных обществах показал, что нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность, представляют собой единую и стройную систему. Но выявлено, что законодательные акты имеют ряд неясностей и проблем, связанных с реорганизацией акционерных обществ, с выборами совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества, а также не предусматривает эффективной защиты прав акционеров с незначительным процентом акций и т.д.
Вопросы правового регулирования создания и деятельности акционерных обществ, а также находящиеся в тесной взаимосвязи с ним проблемы приватизации неизменно вызывают пристальный интерес широкого круга специалистов, представляющих различные сферы экономики. Подобное внимание к указанной проблематике вполне объяснимо: сегодня практически во всех отраслях хозяйства России идет активный процесс приватизации и акционирования объектов, находящихся в собственности государства и муниципальных образований.
В связи с этим особое внимание приобретает качество действующей нормативной базы, ее способность служить надежной основой происходящих ныне сложных процессов, характерных для экономики переходного периода.
Высокой оценки заслуживает в целом деятельность отечественных законодателей и правоприменителей, оказавшихся в состоянии в короткие исторические сроки подвести правовой фундамент под процесс приватизации, акционирования и в целом становления совершенного законодательства.
Вторая глава раскрывает основные положения создания, функционирования и ликвидации акционерного общества.