Введение:
С введением Гражданского кодекса РФ 1 января 1995 г. (далее – ГК РФ) [2, 3] в России окончательно утвердились хорошо забытые формы коммерческих организаций - хозяйственные общества и товарищества. Однако в отличие от хозяйственных товариществ ГК РФ установил в отношении хозяйственных обществ достаточно общие правила, возложив вопросы более детального регулирования их создания и деятельности на специальные законы об этих видах юридических лиц. Таким законам являются принятый в развитие норм ГК РФ Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г (далее – Закон об АО) [4].
Переход от директивно-централизованной экономики к рыночной начался с институциональных преобразований собственности и систем отношений, с ней связанных. Государственная политика приватизации поставила акционерные общества (далее – АО) в центр имущественного оборота; акционерная форма предпринимательской деятельности стала одной из самых распространенных форм хозяйствования, глубоко вошла в механизм экономических преобразований в России и оказывает существенное влияние на его развитие.
В России более половины юридических лиц имеют форму АО. АО получили широкое распространение в самых различных сферах экономики страны. На 1 января 2005 г. по статистике, в России имелось около 1,5 млн. АО, в том числе более 100 тысяч ОАО. Уже в 1992 - 1996 гг. было создано более 30 тысяч АО. Среди них такие гиганты, как «Газпром», РАО «ЕС России», «Роснефть» и др., а также несколько тысяч крупнейших и крупных предприятий [44, C.68]. Некоторые из них учреждены по решению Правительства, значительное число преобразовано путем приватизации государственных и муниципальных предприятий, многие созданы как дочерние компании или, напротив, холдинги, объединяющие несколько самостоятельных структур, и даже крупные финансово-промышленные группы, контролирующие целые сектора рынка. Наконец, часть АО образована путем объединения частных капиталов физических лиц. Во многих АО соучредителями выступают иностранные участники - корпорации, компании, фирмы, банки, фонды. Более трех тысяч АО имеют закрепленные в федеральной собственности акции.
Благодаря своему финансовому могуществу, контролю над многими отраслями народного хозяйства, нередко монопольному положению на рынке товаров и услуг, а также в силу иных причин АО все сильнее и сильнее, иногда даже решающим образом, влияют на экономические, социальные, политические и иные процессы, происходящие в стране.
Широкое распространение акционерной формы предпринимательства вследствие приватизации государственных и муниципальных предприятий, динамичный рост количества вновь создаваемых АО в различных сферах бизнеса и все возрастающее их влияние на экономику страны требуют серьезного исследования экономико-правовой сущности АО, основных тенденций их развития и правового обеспечения.
Глава 3:
Проблеме ликвидации, как конечной стадии существования коммерческого юридического лица, всегда уделялось особое внимание.
Безусловно, ликвидация акционерного общества образует сложный юридический состав действий его участников и самого общества, направленных на прекращение обязательств общества, его деятельности и имущества и в конечном итоге на прекращение существования общества как субъекта права.
Пункт 1 ст. 21 Закона об АО говорит о двух видах ликвидации общества - добровольной и принудительной (по решению суда). Указанная норма основывается на положениях п. 1 ст. 104 ГК РФ, в соответствии с которым акционерное общество может быть ликвидировано добровольно по решению общего собрания акционеров. Иные основания и порядок ликвидации акционерного общества определяются ГК РФ и другими законами.
Рассмотрим, прежде всего, порядок и основания принятия решения о добровольной ликвидации акционерного общества.
Как следует из абз. 1 п. 2 ст. 21 Закона об АО, вопрос о добровольной ликвидации акционерного общества и назначении ликвидационной комиссии в повестку дня общего собрания акционеров может быть включен только советом директоров (наблюдательным советом) общества.
Вместе с тем п. 3 ст. 49 Закона об АО к числу вопросов, которые общее собрание акционеров может принять только по предложению совета директоров (наблюдательного совета), не относит вопрос о ликвидации общества и связанный с этим вопрос о назначении ликвидационной комиссии.
Полагаем, что п. 3 ст. 49 Закона об АО следует привести в соответствие с абзац 1 п. 2 ст. 21 Закона об АО.
Решение о добровольной ликвидации и о назначении ликвидационной комиссии принимается общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров.
Если акционером ликвидируемого общества является государство или муниципальное образование, в состав ликвидационной комиссии в обязательном порядке включается представитель соответствующего комитета по управлению имуществом, или фонда имущества, или соответствующего органа местного самоуправления.
Закон не должен позволять назначать членами ликвидационной комиссии людей некомпетентных, не имеющих специального высшего образования и опыта руководящей работы. В жизни встречаются случаи, когда ликвидационная комиссия формируется из людей рабочих профессий, до этого не занимавших руководящих постов в обществе.
Полагаем, что в п. 2 ст. 21 Закона об АО должна быть внесена норма, устанавливающая требования к членам ликвидационной комиссии по образовательному уровню и по опыту предыдущей работы. И.Т. Тарасов отмечал, что власть ликвидаторов настолько обширна, что в выборе их требуется особая осторожность [41, C.85].
В случае назначения в ликвидационную комиссию лиц, не соответствующих предъявленным требованиям, регистрирующему органу должно быть предоставлено право отказывать в согласовании назначения подобной ликвидационной комиссии.
Руководитель ликвидационной комиссии вправе подписывать от имени ликвидируемого общества исковые заявления при обращении в суд, выдавать доверенности, совершать другие юридические действия, связанные с ликвидацией общества, исходя из решений, принимаемых ликвидационной комиссией в пределах ее компетенции.
Заключение:
Таким образом, проведя комплексный анализ правового положения акционерного общества, можно сформулировать некоторые выводы.
Акционерные общества имеют ряд преимуществ по сравнению с другими формами собственности.
Во-первых, акционерное общество имеет возможность привлекать средства акционеров для пополнения уставного фонда и расширения своей деятельности, причем эти средства не подлежат возврату (за исключением полной ликвидации общества), так как акции обществом не выкупаются, а лишь перепродаются другим акционерам.
Во-вторых, общее руководство деятельностью общества не отделено от конкретного управления, что позволяет нанимать и выбирать наиболее подходящих управляющих, директоров, заставляет акционеров серьезно относиться к подбору управляющего персонала, так как каждый акционер отвечает за эффективную работу общества вложенными средствами.
В-третьих, создается возможность реального превращения всего трудового коллектива предприятия в собственников путем приобретения каждым из них акций общества.
В-четвертых, имеется возможность привлечь в состав акционеров своих постоянных контрагентов, создавая при этом общую заинтересованность в результатах деятельности общества. Также и само общество может приобрести ценные бумаги других обществ, образуя при этом целые сети заинтересованных в работе друг друга организаций, связанных отношениями собственности и правом участия в управлении.
Таким образом, акционерное общество, объединяя на единой правовой основе всех участников, обеспечивает уникальную форму реализации коллективной собственности, создавая при этом заинтересованность в конечных результатах работы. Выпуск и распространение акций дает реальную возможность контроля деятельности и управления ею со стороны акционеров.
Следует также иметь в виду, что ЗАО и ОАО являются разновидностями одной и той же общей организационно - правовой формы. ОАО, являясь разновидностью АО, характеризуется тем, что основной целью деятельности является извлечение прибыли, уставный капитал на определенное число равных долей, каждой из которых соответствует акция, отношения между акционером и обществом носят обязательственный характер. ОАО вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и свободную их продажу; акционеры могут свободно отчуждать принадлежащие им акции без согласования с другими акционерами данного общества и без ограничений в выборе покупателей; минимальный размер уставного капитала должен составлять не менее тысячекратной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату регистрации общества; общество обязано раскрывать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.