Введение:
Все предприятия, осуществляя хозяйственную деятельность, вступают во взаимоотношения с другими предприятиями, организациями, учреждениями, работниками предприятия и отдельными лицами. Эти взаимоотношения основаны на различных денежных расчетах в процессе заготовления, производства и реализации продукции, товаров, работ или услуг.
У предприятий возникают обязательства перед поставщиками за полученные от них товарно-материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги: перед государственным бюджетом по отчислениям от прибыли, платежам в фонды, налоговым и неналоговым платежам, перед своими рабочими и служащими по заработной плате и другие. С другой стороны, сами предприятия предъявляют требования к абонентам, покупателям, заказчикам об оплате отгруженной им продукции, оказанных услуг и выполненных работ для возмещения произведенных затрат, выполнения своих обязательств и получения прибыли.
Основные задачи учета товаров и их реализации состоят в том, чтобы обеспечить контроль за состоянием товарных запасов и их сохранностью на складах.
Для выполнения указанных задач необходимо в первую очередь использовать данные первичного учета, регистры синтетического и аналитического учета.
Знание основ бухгалтерского учета в торговле, на наш взгляд, необходимо бухгалтеру, специализирующемуся на торговых операциях, а также менеджеру, директору, собственнику фирмы для принятия грамотных финансово-экономических решений, контроля за себестоимостью и доходами, предотвращения банкротства предприятия.
Для правильного руководства деятельностью предприятия розничной торговли необходимо располагать полной, точной, объективной, своевременной и достаточно детальной экономической информацией, поэтому тема дипломной работы «Учет и контроль движения товаров в розничной торговле» столь актуальна.
Целью дипломной работы является изучение учета и контроля движения товаров на предприятии розничной торговли
Для решения этой цели поставлены следующие задачи:
- изучить экономическую сущность товаров;
- рассмотреть теоретические основы учета движения товаров на предприятии занятом в торговле;
- проанализировать организацию внутрихозяйственного контроля за движением товарно-материальных ценностей;
Глава 3:
Результаты инвентаризации отражаются не произвольно, а в определенном порядке. Результаты инвентаризации в 5 – 10-дневный срок должны быть определены в бухгалтерии предприятия после проверки документов, цен, а также таксировки описей по каждому наименованию товаров и тары в количественно-суммовом выражении. Для этого сопоставляют данные бухгалтерского учета с фактическим наличием товара и тары по описи.
Результаты инвентаризации отражаются в учете и отчетности месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации – в годовом бухгалтерском отчете. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в порядке, установленном законодательством:
- излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты;
- недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относится на издержки производства или обращения (расходы), сверх норм - за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты.
Материальных ценностей независимо от вида предприятия предусмотрен счет 94 " Недостачи и потери от порчи ценностей". Поэтому все выявленные недостачи независимо от дальнейших источников их списания должны быть первоначально отражены на счете 94.
По результатам инвентаризации составляются бухгалтерские проводки. Например, оприходование излишков товаров относится в доход предприятия:
Дт 41.2 «Товары в розничной торговле»
Кт 91 «Прочие доходы и расходы».
Недостача товаров отражается записью:
Дт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
Кт 41 «Товары».
Недостачи могут быть списаны в дальнейшем за счет различных источников. Например, недостачи в пределах норм естественной убыли (при их наличии) относятся за счет начисленного ранее резерва (если он имеет место), что фиксируется записью:
Дт 96 «Резервы предстоящих расходов»
Кт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
Недостачи сверх норм убыли и потери от порчи ценностей, а также похищенных ценностей за счет материально ответственных лиц учитываются по дебету субсчета 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба», при этом на сумму недостачи по учетным ценам делается проводка:
Дт 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»
Кт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
Заключение:
Изучив методы ведения бухгалтерского учета, рассмотрев методологию учета товаров и их реализации, можем сделать выводы о позитивном влиянии, при правильном применении полученных навыков, на организацию складского хозяйства. Учет не только способен обеспечивать сохранность товарно-материальных ценностей, но и дает предпосылки для анализа запасов с целью более плодотворного управления ими. На основании данных бухгалтерского учета, а учет товаров одна из составляющих его, делается анализ финансового состояния предприятия, который отображает как недостатки хозяйственной деятельности, так и ее положительные моменты.
В ООО «ТД Авион», бухгалтерский учет ведется в соответствии с законодательными актами, нормативно-методическими документами и инструктивными материалами. Данные бухгалтерского учета дают разнообразную экономическую информацию для проведения всестороннего и глубокого анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, что позволяет утверждать о тесной связи между бухгалтерским счетом и анализом хозяйственной деятельности на данном предприятии.
Как показала практика, в ООО "ТД Авион" материально ответственное лицо составляет товарный отчет о наличии и движении товаров один раз в неделю. Применение еженедельной отчетности целесообразно, так как, во-первых, движение товаров своевременно контролируется бухгалтерией, во-вторых, равномерно распределяется работа бухгалтерии в течение недели, в-третьих, значительный объем работ по проверке и обработке отчетности не переносится на период составления бухгалтерской отчетности.
Предложения по дальнейшему улучшению работы ООО «ТД Авион»:
- усовершенствовать товароснабжение предприятия и повышать эффективность пользования товарных ресурсов.
С этой целью ООО "ТД Авион" необходимо производить закупки товаров непосредственно у производителей, значительно расширить закупку и реализацию сопутствующих промышленных товаров, имеющихся в достаточном количестве у производителей и других поставщиков, больше внимания уделять заключению договоров с поставщиками;
- добиться роста эффективности труда торговых работников.
С этой целью осуществлять совмещение профессий, должностей, вести работу по предупреждению прогулов и сокращению потерь рабочего времени по болезни и другим причинам;