Введение:
В Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров и услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции и свободной экономической деятельности (ст. 8 п. 1 Конституции РФ).
Право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и иной, не запрещенной законом деятельности, закреплено в ст. 34 п. 1 Конституции РФ.
Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основании договора и в определении любых, не противоречащих законодательству условий договора.
В настоящее время в нашей стране, в условиях бурного развития рынка, все большее значение приобретают такие институты гражданского права, которые непосредственно связаны с реализацией экономических отношений в обществе. Социально-экономическое значение гражданско-правового института сделок во многом предопределяется тем обстоятельством, что сделки служат одним из наиболее распространенных оснований возникновения, изменения, прекращения как имущественных, так и неимущественных гражданско-правовых отношений.
Актуальность темы обосновывается складывающимися экономическими отношениями на рынке гражданского оборота и, как представляется, заслуживающей внимание правоприменительной практикой и коллизионными вопросами российского законодательства.
Если обратиться к истории возникновения сделок, то следует сказать, что правовому регулированию этого института уделялось огромное значение в римском праве и деление сделок на различные виды было заимствовано из римского права.
Исследуя российскую историю необходимо отметить, что уже в древности существовала необходимость отказывать некоторым сделкам в юридической силе по определенным основаниям. Понятие недействительности сделки применялось в законодательстве Киевской Руси и Российской Империи до 1917 г.
Сделки служат юридико-фактическим основанием возникновения многочисленных правоотношений между торговыми, промышленными, транспортными, строительными и другими предприятиями, компаниями, фирмами. Эти отношения складываются в сфере капитального строительства, оказания услуг, кредитования, расчетов и в других сферах жизни общества. В качестве примеров такого рода сделок можно назвать договоры поставки продукции, подряда на капитальное строительство, договоры грузовой перевозки и т.д.
Не менее существенную роль гражданско-правовых сделок как основания возникновения гражданско-правовых отношений между юридическими лицами и гражданами играют отношения, которые направлены на обеспечение удовлетворения материальных и культурных потребностей граждан. В качестве примеров подобного рода сделок можно назвать договоры купли-продажи, которые заключаются торговыми предприятиями, с одной стороны, и гражданами – с другой, в связи с приобретением последними промышленных и продовольственных товаров. Здесь же следует указать договоры, заключаемые гражданами с транспортными фирмами и другими организациями.
Значительную роль сделки играют и в деятельности компаний, занимающихся внешней торговлей. Внешнеторговые договоры сейчас довольно распространены. Сделки применительно к этой сфере отношений используются для развития и укрепления внешних экономических связей и закрепления положения отечественных производителей на европейском рынке.
Но современное российское законодательство еще не совершенно и нестабильно и поэтому необходимо точно уяснить, что же представляют собой сделки. А в обстановке нестабильности экономических отношений вопросы, связанные с действительностью и недействительностью сделок, приобретают все большее значение.
Вопросы разрешения споров о признании сделок недействительными особенно важны сейчас, когда появилось довольно много различных компаний и организаций, которые часто исчезаю сразу после заключения договора. Появляется много предприимчивых граждан, которые умело используют пробелы в нашем еще несовершенном законодательстве, заключая сделки к своей выгоде, надеясь извлечь выгоду из незнания или тяжелой ситуации другой стороны. В судебной практике подобных дел не очень большое количество, но число их постоянно растет.
Глава 3:
Насилием признается физическое принуждение, под влиянием которого заключается сделка, которая также является оспоримой. Насилие - это принуждение путем избиения, истязания, использования служебного положения. Таким образом, сторона не изъявляет свободной воли, а действует по принуждению физического или психического характера. Насилием признаются действия, направленные на сторону в сделке или на близких ей лиц, которое может исходить не только от контрагента, но и от третьих лиц. Насилие должно выражаться в незаконных, но не обязательно уголовно-наказуемых действиях.
Следующим фактором, под воздействием которого происходит формирование воли у участника сделки, является угроза. Угрозой признается противоправное психическое воздействие на другую сторону, заключающееся в предупреждении о причинении ему или его близким существенного вреда в будущем, во избежание чего потерпевшая сторона вынуждена вступить в сделку. Для недействительности сделки безразлично, исходит ли угроза от стороны в сделке или от третьих лиц, используемых участником в своих целях.
От насилия угроза отличается по следующим признакам:
- угроза - это не реализованное в действительности намерение причинить вред;
- угроза может выражаться как в возможности совершения правомерных действий (сообщение о преступной деятельности лица, наложение ареста на имущество), так и возможности совершения неправомерных действий (причинение вреда здоровью, повреждение имущества и т. д. В учебной литературе существует точка зрения и о том, что нельзя признавать сделку недействительной, если лицо вправе осуществить свою угрозу (например, угроза лица предъявить чек о взыскании причитающейся суммы с последующим обращением взыскания на имущество должника, если последний не согласится продать его добровольно).
Предполагаем, что сделка признается недействительной, как совершенная под влиянием угрозы в том случае, если угроза серьезна, является вполне осуществимой, реальной, содержит в себе указание на причинение более или менее значительного зла, касается сравнительно важных имущественных или неимущественных интересов угрожаемого или близкого ему лица. Данные обстоятельства оцениваются судом в совокупности и с точки зрения угрожаемого.
Сделка признается недействительной, если имело место злонамеренное соглашение представителя одной стороны с другой, в результате чего возникли неблагоприятные последствия для представляемого. Такое соглашение относится к сделкам, имеющим лишь волеизъявление при отсутствии внутренней воли. В сделках, совершаемых через представителя, последний не выражает собственную волю, его задача состоит в том, чтобы донести до контрагента волю представляемого. Вследствие злонамеренного соглашения воля представляемого не доводится и подменяется волей представителя, что и служит основанием недействительности этих сделок.
Злонамеренность соглашения предполагает умышленные действия представителя и контрагента, т. е. их сговор за счет представляемого. При рассмотрении подобных дел суд не учитывает, получил ли участник такого умышленного соглашения выгоду для себя. Главное условие - обоюдная договоренность, направленная на невыгодные последствия для представляемого. Превышение полномочий представителем, небрежность представителя при совершении сделки не является основанием признания сделки недействительной согласно данного пункта.
Ст. 179 ГК РФ предусматривает также признание сделки недействительной, если она совершена стороной вследствие стечения тяжелых обстоятельств, на крайне невыгодных для себя условиях, так называемая кабальная сделка. В отличие от обмана, обстоятельства, влияющие на формирование воли, возникают независимо от другого участника сделки, однако он осознает их наличие и пользуется этим для заключения выгодной для себя сделки, но крайне невыгодной для контрагента[37,С.63].
Заключение:
Рассмотрев тему: «Сделки как основание возникновения гражданских прав и обязанностей» и остановившись на наиболее важных и практически необходимых вопросах, можно подвести итог и сформулировать некоторые выводы.
В нашей стране, в условиях широкого развития рыночной экономики, все разнообразные отношения, которые могут возникнуть между участниками гражданского оборота, требуют детальной регламентации.
Основным средством достижения цели намеченного результата выступают сделки, как правомерные действия юридических и физических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских правоотношений. Именно они являются тем правовым средством, при помощи которого социально и экономически равноправные и самостоятельные субъекты устанавливают свои права и обязанности, определяя тем самым юридические границы своих взаимоотношений.
Исходя из многогранной роли сделок, в гражданском праве действует принцип допустимости и действительности любых сделок, не запрещенных законом, то есть принцип свободы сделок.
Сделка, являясь одним из оснований возникновения гражданских прав и обязанностей, представляет собой единство четырех элементов: субъектов - лиц, участвующих в сделке; субъективной стороны - единства воли и волеизъявления; формы и содержания, которые должны соответствовать действующему законодательству.
Порок любого или нескольких элементов сделки, т. е. их несоответствие действующему законодательству, приводит к ее недействительности. Недействительность сделки означает, что за этим действием не признается значение юридического факта. В зависимости от дефектного элемента недействительные сделки разделяются на виды.
Для ничтожной сделки установлен несудебный порядок признания: любое заинтересованное лицо может требовать в суде применения последствий ее недействительности; ничтожная сделка недействительна с момента совершения. Срок исковой давности составляет десять лет. Для оспоримой сделки установлен судебный порядок признания. Причем законодательно закреплен ограниченный круг лиц, имеющих право требования по спорам. Срок исковой давности составляет один год. Оспоримая сделка недействительна с момента совершения либо, по решению суда, на будущее время с момента вынесения решения.
Дела по недействительным сделкам рассматриваются в порядке искового производства судами общей юрисдикции, арбитражными судами, а также третейскими судами. Требования о признании сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности различаются по предмету, основанию и содержанию. Оба требования могут быть объединены в одном исковом заявлении и предъявлены как в случае оспоримости сделки, так и при ничтожности сделки.
Общим основанием недействительности сделок является их несоответствие требованиям закона или иным правовым актам. По общему правилу эти сделки ничтожны, если закон не устанавливает, что такие сделки оспоримы, или не предусматривает иных последствий нарушения. Общая норма применяется в случаях, когда совершается сделка, не соответствующая законодательству, если не подлежит применению ни одна из специальных норм.
Последствиями недействительности сделок являются двусторонняя реституция, односторонняя реституция и конфискация. По общему правилу каждая из сторон обязана возвратить другой стороне все полученное по сделке. При конфискации это имущество идет в доход РФ. К отношениям по недействительным сделкам субсидиарно могут быть применены нормы о неосновательном обогащении. Законом может быть предусмотрена обязанность виновного возместить реальный ущерб, причиненный потерпевшему совершением недействительной сделки. Недействительность части сделки не препятствует признанию действительности сделки в целом.
Основаниями недействительности сделок, связанными с недееспособностью стороны, являются недостижение гражданином возраста 18 лет (совершеннолетия) и признание судом гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным при совершении сделок без участия их законных представителей, а также признание неспособности граждан понимать значение своих действий или руководить ими при совершении сделки. Законом установлены виды сделок, которые вправе совершать указанные граждане самостоятельно, и которые признаются действительными. Кроме того, в целях зашиты прав таких граждан предусмотрены дополнительные условия для действительности отдельных сделок, влекущих уменьшение имущества этих граждан, а также установлена императивная норма о недействительности сделок между законными представителями и подопечными или малолетними.
Основаниями недействительности сделок, связанными с правоспособностью юридического лица, являются установленные законом ограничения по распоряжению имуществом, принадлежавшим юридическому лицу на праве хозяйственного ведения или оперативного управления; самоограничения, установленные в учредительных документах юридического лица, обладающего общей правоспособностью; ограничения, установленные законом или иным правовым актом, в отношении лиц, обладающих специальной правоспособностью; ограничения, установленные законом, в отношении отдельных видов деятельности, требующих получения лицензии. При самоограничении правоспособности и при занятии лицензируемой деятельностью без лицензии в интересах контрагента по сделке установлен принцип признания такой сделки недействительной только в случае виновности этого контрагента, когда он знал или должен был знать о незаконности совершаемой сделки. При наличии иных оснований, связанных с правоспособностью юридического лица, сделка, совершенная с нарушением установленных ограничений правоспособности, признается ничтожной. Последствием служит двусторонняя реституция.
Основаниями недействительности сделки является ее совершение под влиянием заблуждения, имеющего существенное значение; обмана; насилия; угрозы; злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной; при стечении тяжелых обстоятельств на крайне невыгодных условиях. Такие сделки оспоримы по иску потерпевшей стороны. При признании недействительности действует принцип возмещения реального ущерба виновной стороной. Последствием служит двусторонняя реституция в случае заблуждения либо односторонняя реституция в иных случаях.