Введение:
Процесс формирования и развития рынка потребительских товаров имеет ряд особенностей по сравнению с таким же процессом на рынке средств произ-водства. Эти особенности по признаку формирования составных элементов рынка и их взаимодействия можно подразделить на три основные группы: осо-бенности формирования спроса, особенности формирования предложения, особенности формирования рыночных отношений.
В силу большой индивидуализированности, избирательности, изменчиво-сти потребительского спроса производство и предложение товаров народного потребления должны обладать повышенной способностью к адаптации к по-стоянно изменяющимся требованиям рынка.
Предложение на рынке товаров народного потребления включает значи-тельно большую номенклатуру и ассортимент товаров, чем на рынке средств производства.
Еще один характерный для предложения на рынке потребительских това-ров момент: большинство товаров данного рынка имеет более короткий жиз-ненный цикл, чем средства производства. Это вызывает необходимость посто-янного обновления и расширения номенклатуры и ассортимента товаров для личного потребления.
Предприятия в условиях рыночной экономики значительное внимание уделяют проблемам оптимизации процесса продвижения товаров от произво-дителя к потребителю. Результаты их хозяйственной деятельности во многом зависят от того, насколько правильно выбраны каналы распределения товаров, формы и методы их сбыта, от широты ассортимента и качества предоставляе-мых предприятием услуг, связанных с реализацией продукции.
Сбыт - всего лишь одна из многих функций коммерческой деятельности, причем зачастую не самая существенная. Если предприниматель хорошо пора-ботал над такими разделами маркетинга, как выявление потребительских нужд, разработка подходящих товаров и установление на них соответствующей цены, налаживание системы их распределения и эффективного стимулирования, то товары наверняка найдут своего покупателя.
Главной задачей, стоящей перед организацией, занимающейся коммерче-ской деятельностью, - способствовать увеличению прибылей фирмы. Изучение рынков сбыта, определение номенклатуры выпускаемых изделий, установление цен и прочие вопросы маркетинговых исследований имеют своей целью нахо-ждение оптимальных (с точки зрения получения максимальной прибыли) усло-вий реализации товарной продукции.
Исследование основных форм и методов сбыта направлено на выявление перспективных средств продвижения товаров от производителя до конечного потребителя и организацию их розничной продажи на основе всестороннего анализа и оценки эффективности используемых или намечаемых к использова-нию каналов и способов распределения и сбыта, включая те из них, которыми пользуются конкуренты. Критериями эффективности выбора в данном случае являются: скорость товародвижения, уровень издержек обращения и объемы реализации продукции. Главная цель состоит в сокращении суммарной вели-чины сбытовых издержек, которая во многом, если не в основном, зависит от уровня коммерческой работы и службы сбыта.
Глава 4:
Каждый раз при закупке партии товара перед ООО «Торгсервис» встает вопрос - на какую сумму закупать товар? Рассмотрим сначала эту проблему с точки зрения прибыли фирмы
IT = I – kI х R х (ET/E),
где: IT - прибыль фирмы за определенный период времени T (например, за 1 месяц);
I - прибыль за этот период без учета "транспортных" расходов;
R - "транспортные" расходы, то есть расходы, которые несет фирма каж-дый раз, когда закупает партию данного товара;
kI - коэффициент, уменьшающий "транспортные" расходы, благодаря вне-сению их в себестоимость реализуемой продукции;
ET - средняя сумма закупок данного товара за период T;
E - сумма, на которую каждый раз закупается товар;
ET/E - количество раз, за которое закупается товар за период T;
Величина ET целиком определяется объемом реализации данного товара, если, конечно, по каким-то причинам не происходит увеличения или уменьше-ния запаса данного товара на складе.
Величина E разового объема закупок данного товара никак не может по-влиять на объем реализации этого товара, если не возникает ситуации дефици-та данного товара. Поэтому величины ET и I не зависят от E.
Величина R зависит от E "скачком". То есть для небольших объемов заку-пок можно заказать грузовик, для большего объема необходимо заказывать фу-ру или контейнер и т.д. Соответственно этому возрастает и величина R.
Прибыль будет тем больше, чем меньше отношение R/Emax, где Emax - стоимость максимального для данного транспорта объема (или веса) вмещае-мого товара. Однако обычно расходы на транспорт растут медленнее, чем объ-ем (или вес) груза, вмещаемого данным транспортом. Поэтому прибыль будет тем больше, чем больше E.
Но чем больше E, тем больше величина капитала, вкладываемого в данный товар. А торговое предприятие интересует в первую очередь не величина при-были, а рентабельность капитала, вкладываемого в бизнес. Величина рента-бельности определяется отношением прибыли к капиталу, вкладываемому в данный бизнес r = IT/Co.
С одной стороны, рентабельность тем больше, чем больше прибыль при данной величине капитала. С другой стороны, рентабельность тем больше, чем меньше величина вложенного капитала при одной и той же прибыли.
В нашем случае величину капитала можно определить как Co = C+E, где Сo - величина капитала, вкладываемого в бизнес. По сути, Сo - это актив ба-ланса за исключением вложений, не связанных с данным бизнесом (например, в ценные бумаги). Иначе, Сo - это все те вложения, которые обеспечивают дан-ную прибыль IT;
C - капитал без учета вложений E. Здесь предполагается, что C является величиной постоянной и не зависит от E.
Оценим, как влияет на рентабельность величина E. Если E = kI*R*ET/I и r = 0 то из этого следует, что существует оптимальная сумма разовой закупки то-вара E = Eopt, при которой рентабельность максимальна. Продифференцировав выражение для r по E, приравняв dr / dE нулю и найдя отсюда E, подставив это выражение вместо E в выражение (1.1), можно получить значение максималь-ной рентабельности.
Заключение:
Целью данной работы является анализ коммерческой деятельности торго-вого предприятия на ювелирном рынке. В данной работе проведен анализ дея-тельности одного из предприятий, существующих в Ижевске – магазин “Торг-сервис”.
Выполнение технологических операций в магазине «Торгсервис» осуще-ствляется в сочетании с изучением спроса, формированием ассортимента, уче-том товарно-материальных ценностей, организацией рекламы и информации и других операций, поэтому торгово-технологический процесс в магазине высту-пает как единое целое.
Расходы на рекламу в магазине «Торгсервис» в 2003 г. по сравнению с 2002 г. уменьшились на 0.02%. Удельный вес различных видов рекламы в те-чение последних двух лет менялся незначительно.
Общий план товарооборота за 2003 год был выполнен на 107%, в том чис-ле по розничному товарообороту на 104%.
В отчетном периоде наблюдается увеличение розничного товарооборота. Однако, если принять во внимание непрерывный рост цен, так как в 2002 г. рост цен на ювелирные изделия примерно 14%, а в 2003 г. - 12%, то становится понятно, что товарооборот объекта исследования за 2 года вырос не так значи-тельно.
Главная причина снижения товарооборота обусловлена, как нам кажется, с одной стороны, падением покупательской способности населения, а с другой стороны - усилением конкуренции на ювелирном рынке Удмуртии. Ювелир-ный рынок Удмуртии наряду с большим количеством мелких торговых пред-приятий и частных предпринимателей в настоящее время представлен еще и весьма крупными торговыми предприятиями.
В соответствии с поставленной целью данной работы были решены сле-дующие основные задачи:
дана общая характеристика объекта исследования;
проведен анализ коммерческих процессов предприятия;
проведен анализ конкурентов.
Основные пути повышения конкурентоспособности предприятия в целом можно свести к следующим:
совершенствование системы сбыта;
расширение ассортиментного перечня товаров;
рациональная ценовая политика;
рекламная политика.
Определение эффективности произведенных изменений в деятельности магазина, как важного контролирующего элемента деятельности, является ак-туальной проблемой. Большинство специалистов считает, что затраты на эти изменения должны рассматриваться как неизбежные расходы, подобно расхо-дам на исследования, обучение, оборудование, т.е. для достижения запланиро-ванного объема реализации необходимо поддерживать определенный, вырабо-танный рыночной практикой процент отчислений, зависящий от этого объема.