Введение:
Выбранная тема рассматривает организационную культуру, от состояния которой в значительной степени зависит эффективность организации. «Эффек-тивность требует, чтобы культура организации, ее стратегия, окружение и тех-нология были в соответствующем состоянии. Стратегия организации изучает требования рынка и окружение вокруг него, предполагает культуру, основы-вающуюся на индивидуальной инициативе, риске, высокой интеграции, нор-мальном восприятии конфликтов и широком горизонтальном общении. Страте-гия зависит от развития производства продукции, фокусируется на эффектив-ности, лучшей работе при стабильном окружении. Она более успешна, когда культура организации предусматривает контроль руководителя, минимизирует риск и конфликты» /4/.
Цель работы: Разработка рекомендаций по совершенствованию организа-ционной культуры, способствующих повышению эффективности деятельности магазина “Стиль-2” ООО “Стиль”.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить законодательные и нормативные документы, регламентирующие от-ношения в трудовом коллективе, права и обязанности работников и руководи-телей.
2. Изучить и проанализировать теоретические источники по организационной культуре на предприятии.
3. Рассмотреть теоретические вопросы развития трудового коллектива в тор-говле и на предприятии.
4. Изучить и разработать методики анализа организационной культуры.
5. Определить показатель хозяйственной деятельности предприятия торговли.
6. Рассмотреть социально-психологические аспектов формирования организа-ционной культуры на предприятии.
7. Провести анализ организационной культуры магазина “Стиль-2” ООО “Стиль”.
Тема дипломной работы весьма актуальна, поскольку организационная культура предприятия в рыночных условиях отличается от организационной культуры советских предприятий. Организационная культура становится важ-нейшим фактором в конкурентной борьбе, и от ее состояния зависят в немалой степени прибыльность и будущее организации.
Данная дипломная работа имеет практическую значимость, поскольку ее результаты будут использованы в деятельности предприятия, на котором проводилось исследование: в магазине “Стиль-2» ООО “Стиль” г. Ульяновска.
Объектом исследования является магазин “Стиль-2” ООО “Стиль”.
Предметом исследования в дипломной работе является организационная
культура предприятия, которая способствует достижению положительных ре-зультатов.
В состав предприятия входят следующие подразделения: магазин “Стиль-2” ООО “Стиль” и магазин “Домовой”. Правовой формой предприятия является общество с ограниченной ответственностью.
Исследования проводили следующими методами: наблюдения, анкетиро-вание, статистического анализа.
Глава 4:
В плане повышения эффективности управления персоналом руководите-лю магазина “Стиль-2” ООО “Стиль” можно рекомендовать следующее.
1. Руководителю магазина “Стиль-2” ООО ”Стиль” необходимо взять на себя роль лидера не только формального, как финансового владельца, но и фактиче-ского лидера коллектива. Поскольку формирование организационной культуры необходимо начинать с себя, руководитель всегда на виду, и подчиненные вольно или невольно берут с него пример, подражают ему в производственных отношениях, в отношениях друг с другом. Руководителю необходимо доказы-вать, что он не только распорядитель денежных средств, но и организатор про-изводственной деятельности и обеспечения жизнеспособности трудового кол-лектива, генератор идей и новых начинаний. Поскольку предприятие по своему размеру можно отнести к малым, руководитель должен сам решать проблемы, связанные с набором, увольнением, мотивацией, созданием психологически нормальных условий труда.
2. В связи с вышесказанным личностные качества руководителя напрямую влияют на взаимоотношения в коллективе, на наличие и урегулирование кон-фликтов. Поскольку коллектив предприятия в основном женский, при разреше-нии конфликтов рекомендуется использовать такие методы как сглаживание и компромисс.
3. В магазине “Стиль-2” ООО “Стиль” необходимо каждому работнику обеспе-чить достойное, значимое положение в организации. Это поможет добиться максимальной отдачи от сотрудников, удержит их в коллективе в трудные для предприятия дни, сформирует чувство коллективизма и гордости за свое пред-приятие. Можно рекомендовать самый эффективный путь для формирования данного компонента культуры – предоставить каждому сотруднику такую ра-боту, на которой он мог бы наилучшим образом проявить свои профессиональ-ные качества с максимальным результатом для предприятия. Руководитель ма-газина “Стиль-2” ООО ”Стиль” должен доверять своим сотрудникам, привле-кать их к обсуждению проблем, поручать некоторую часть своей работы, сти-мулировать дальнейший рост их профессионализма. Рекомендуется продвигать молодых и перспективных сотрудников по служебной лестнице, которые могут получить высокие должности.
4. На предприятии можно рекомендовать внедрить систему аттестации. Она по-зволит руководителю узнать, что на самом деле представляют собой его со-трудники, как они используют свое рабочее время и отрабатывают ли свою зарплату. Система аттестации позволит руководителю ближе и подробнее уз-нать, что можно получить от конкретного работника, подходит ли ему данный вид работы или что-то надо изменить при неудовлетворительной ситуации. Ра-ботник будет совершенствовать свои знания, повышать квалификацию, стре-миться качественно выполнять работу, ощущая влияние конкуренции, учиты-вая, что он будет комплексно оценен в процессе аттестации. С помощью ре-зультатов аттестации руководитель получит право объективно повысить или снизить зарплату.
5. Стратегию организации превратить для персонала в привлекательный и мо-билизующий стимул, чтобы коллективное взаимодействие и творчество стали основными рычагами управления и предприятие работало в обстановке взаим-ной поддержки.
Заключение:
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
1. Работа над данной темой дала возможность получить теоретические знания и использовать методы анализа существующей организационной культуры на конкретном предприятии.
2. Элементы организационной культуры анализируемого предприятия сформи-ровалась с учетом основных факторов, обуславливающих режим работы пред-приятия:
2.1 Объем покупательских потоков в районе его деятельности.
2.2 Их распределение в течение дня предусматривает наиболее удобные для на-селения часы начала и конца работы.
2.3 Контингент покупателей.
2.4 Время работы соседних магазинов.
3. В результате теоретического и практического анализа организационной культуры предприятия получены необходимые знания о том, как умело и уме-стно использовать соответствующие методы формирования организационной культуры на предприятии, развития и управления трудовым коллективом. Именно организация эффективной деятельности персонала магазина и является основной заботой предпринимателя, руководителя производственного коопера-тива.
Проанализировано состояние дел на предприятии ООО “Стиль” и мага-зина “Стиль-2”. Методами наблюдения и анкетирования исследовано состояние элементов организационной культуры. Выявлены положительные и отрица-тельные моменты.
Разработаны рекомендации по совершенствованию организационной дея-тельности предприятия и по повышению успешности управления персоналом, а также даны рекомендации руководителю предприятия по самосовершенствова-нию.
Поставленные задачи решены, цель работы достигнута.
Кроме того, в работе также показано, что саморазвитие управляющего в целях повышения собственной эффективности есть центральное звено в разви-тии организационной культуры, будь то производственное предприятие, прави-тельственное учреждение или научная лаборатория. Это верный путь к дости-жению высоких результатов работы всей организации. В той мере, в какой управляющие стремятся приносить конкретную пользу, они поднимают функ-циональный уровень организаций, в которых они работают. Они расширяют горизонты видения событий, как своих собственные, так и окружающих их лю-дей.
В результате организация не только становится способной на более про-изводительную деятельность – она приобретает возможность выполнять самые различные функции и стремиться к самым разным целям. Повышение эффек-тивности руководителя увеличивает многообразие направлений и целей орга-низации.