Введение:
Школа… Как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети, родители, воспитатели детского сада с этим словом. Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками. Каждый год первого сентября вместе с тысячами первоклассников мысленно усаживаются за парты их родители и воспитатели. Взрослые держат своеобразный экзамен — именно сейчас, за школьным порогом проявят себя плоды их воспитательных усилий.
В настоящее время наши дети приступают к обучению в школе с 6-7 лет. И если у семилетнего ребенка готовность к школе в целом сформирована, то у шестилеток ее окончательное завершение осуществляется в первый год школьного обучения. Этому способствует соответствующий подход к детям.
Важнейшая задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания — всестороннее развитие личности ребенка и подготовка к школе. Однако, значительное количество детей несмотря на «паспортный» возраст и имеющиеся у них «школьные» навыки и умения, испытывают большие трудности в учении. основной причиной их неуспеха является то, что они еще малы «психологически», т.е. не готовы к школьному типу обучения. Сама логика жизни подсказывает, что необходимо разрабатывать критерии и показатели психологической готовности детей к школьному обучению, а не ориентироваться лишь на физический или паспортный возраст детей.
Подготовка детей к школе — задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе только один из аспектов этой задачи, правда, исключительно важный и значимый.
Современное научное знание демонстрирует всевозрастаю¬щий интерес к проблеме самосознания личности. Этот интерес отражается в научных исследованиях, где данная проблема за¬нимает центральное положение и анализируется в психологическом и во многих других аспектах.
Надежной основой для исследования самосознания личнос¬ти на уровне психологического анализа является понимание со¬знания как двуединой ориентации человека в окружающем мире и в самом себе. Исходя из такого понимания, самосознание мож¬но определить как сознание, объектом которого является сам субъект. В результате человек приобретает способность к оценке своего знания, нравственного облика, интересов, идеалов и мо¬тивов поведения, к целостной оценке себя.
Становление самосознания, без которого невозможно формирование личности - сложный и длительный процесс, характеризующий психическое развитие в целом. Оно протекает под непосредственным воздействием со стороны окружающих, в первую очередь взрослых, воспитывающих ребенка. Без знания особенностей самосознания детей трудно верно реагировать на их поступки, выбрать соответствующее порицание или поощрение, целенаправленно руководить воспитанием.
Глава 3:
Другая подгруппа пациентов (6 чел.) тоже демонстрирует неустойчивый УП, но спады и подъемы у них менее резки, характерно присутствие в паттерне притязаний нескольких сдвигов по 1-4 ранга в пределах одной зоны (пациенты №№ 1, 6, 7, 13, 17, 19). Согласно принятому критерию устойчивости подобный паттерн притязаний нестабилен, однако 2/3 выборов удается локализовать. Как правило, они располагаются в высокой или средней зоне. СО этих обследуемых также обнаруживает значительную лабильность, в большинстве случаев сочетающуюся с иной тенденцией - к снижению.
Последняя является не менее выраженной у рассматриваемой подгруппы. Средний показатель тревожности в этой подгруппе равен 27,3 балла.
Таким образом, можно констатировать наличие двух рельефно обозначившихся результатов: явное увеличение неустойчивости СО и УП больных язвенной болезнью, а также тенденцию снижения общего профиля СО по сравнению с группой нормы (табл.1). Отмеченные различия и степень их представленности отражают таблицы 3 и 4.
Таблица 3
Сравнение устойчивости уровня притязаний больных язвенной
болезнью и группы нормы
Заключение:
В процессе проведенного исследования влияния эмоциональной тревожности на статусное положение детей в группе можно сказать, что моя гипотеза подтвердилась, так как по полученным результатам мы видим, что чем выше уровень тревожности, тем больший процент детей имеет неблагоприятный статус в группе, особенно это характерно для детей с высоким уровнем тревожности: в неблагоприятную статусную категорию попали все дети с таким уровнем тревожности.
Тревожные дети могут не пользоваться всеобщим признанием в группе, но и не оказываются в изоляции, они чаще входят в число наименее популярных, так как очень часто такие дети крайне неуверенные в себе, замкнутые, малообщительные, или наоборот, слишком общительные, назойливые. Причиной непопулярности иногда является их безынициативность из-за неуверенности в себе, поэтому эти дети скорее не могут быть лидерами в межличностных взаимоотношениях. Результатом безынициативности тревожных детей является и то, что у других детей появляется стремление доминировать над ними, что ведет к снижению эмоционального фона тревожного ребенка, к тенденции избегать общения, возникают внутренние конфликты, связанные со сферой общения, усиливается неуверенность в себе. В то же время, в результате отсутствия благоприятных взаимоотношений со сверстниками появляется состояние напряженности и тревожности, которые и создают либо чувство неполноценности и подавленности, либо агрессивности. Ребенок с низкой популярностью, не надеясь на сочувствие и помощь со стороны сверстников, нередко становится эгоцентричным, отчужденным. Это плохо в обоих случаях, так как может способствовать формированию отрицательного отношения к детям, людям вообще, мстительность, враждебность, стремление к уединению.