Введение:
Оценка воздействия на окружающую среду, экологическая оценка, эколо-гическая экспертиза — все эти термины относятся к «упреждающим» инстру-ментам экологического регулирования, которые нацелены на учет экологиче-ских последствий намечаемой деятельности в процессе принятия относящихся к ней решений. Упреждающее или превентивное экологическое регулирова-ние находит все более широкое применение по мере распространения и при-знания идей устойчивого развития. Поэтому изложение основных принципов такого экологического регулирования становится все более актуальным, что и определяет важность и актуальность темы, выбранной для данной дипломной работы. Основной целью работы является изучение нормативного материала и практики экологической экспертизы.
В соответствии с поставленной целью перед дипломной работой были оп-ределены следующие задачи:
оценка нормативных актов по оценке воздействия, экологической экспер-тизе, участию общественности в принятии экологически значимых реше-ний.
осуществление общих задач оценки воздействия, таких как создание и управление группами экспертов, организация участия общественности, оценка значимости воздействий.
оценка полноты и качества документации по оценке воздействия.
Следует обратить внимание, во-первых, на то, что экологическая оценка — это процесс, включающий различные стадии, а не просто документ, кото-рый получается в результате этого процесса. Во-вторых, экологическая оценка — это процесс формализованный и систематический, то есть следующий оп-ределенным процедурам и правилам. Предсказание и учет экологических по-следствий, производимые проектировщиками неформально и несистематиче-ски, не могут в полной мере считаться экологической оценкой. Наконец, эко-логическая оценка состоит не только в анализе и оценке экологических по-следствий, но и в учете результатов этого анализа при выработке (планирова-нии и проектировании), принятии и осуществлении решений, касающихся на-мечаемой деятельности. Этот последний аспект определения подчеркивает цель экологической оценки, то, ради чего она, собственно и осуществляется: учет экологических последствий в принятии управленческих, проектных и иных решений.
Глава 3:
На мой взгляд, устойчивому развитию с экологических и экономических позиций нет альтернативы. Огромное воздействие на устойчивое развитие, экономический рост, природную среду и экологическую безопасность оказы-вает современное развитие городов, где сосредоточен основной объем мате-риального производства. Промышленное развитие является в свою очередь основой роста экономики и улучшения социально экономического положения населения города, однако этот процесс осуществляется до настоящего време-ни без должного учета экологического фактора же возобновляемости природ-ных ресурсов.
Как мне представляется, экологическая экспертиза – это инструмент под-готовки и принятия решений. Как и всякий инструмент, она требует постоян-ной «проверки и наладки» для успешного выполнения своих функций. Роль такой проверки выполняют так называемые процедуры контроля качества экологическая экспертиза. Контроль качества может проводиться различными организациями и лицами на разных стадиях процесса экологическая эксперти-за.
В России и некоторых других странах элементы контроля качества («пол-ноты оценки воздействия на окружающую среду») осуществляются на стадии осуществления государственной экологической экспертизы намечаемой дея-тельности. Как уже отмечалось, государственная экологическая экспертиза не только контролирует качество экологической оценки, но и вырабатывает за-ключение, которое является по существу решением по намечаемой деятельно-сти. В других системах решения на основе экологической оценки вырабаты-ваются иными государственными органами, например, местными управле-ниями планирования (как в Великобритании) или самими ведомствами-заказчиками (как в США), но в любом случае они опираются как на результа-ты контроля качества экологической оценки и информацию, содержащуюся в документации по экологической оценке, так и на дополнительные материалы, в том числе на учет общественного мнения.
Как уже неоднократно упоминалось, одним из основных результатов оценки воздействия должен являться учет экологических соображений в при-нятии управленческих решений по намечаемой деятельности. В России ос-новным решением, учитывающим выводы оценки воздействия на окружаю-щую среду, является заключение государственной экологической экспертизы. Ситуация, когда специально уполномоченный орган по охране окружающей среды принимает решение по результатам экологической оценки, существует практически во всех странах с переходной экономикой.
В других национальных системах решения по результатам экологической оценки принимаются не экологическими органами власти (например, мест-ными управлениями планирования в Англии).
Любое «экологическое» решение должно основываться на представлении о «значимости» ожидаемых экологических воздействий. Значимость может быть оценена только по сравнению с чем-нибудь. Например, экологические последствия могут сравниваться с установленными законодательством стан-дартами на тот или иной тип воздействия. Такое сравнение может быть отно-сительно легко проведено органами государственной экологической эксперти-зы, во власти которых находится запрещение не отвечающей стандартам дея-тельности. Именно такой подход сравнения со стандартами и используется экологической экспертизой в большинстве случаев.
Заключение:
Российская система экологической экспертизы начала формироваться в недрах советской системы централизованного планирования и сложилась в условиях социальной и экономической трансформации. Практика ее примене-ния в настоящее время показывает, что есть серьезные основания для совер-шенствования этой системы. Не останавливаясь на мелких деталях, можно выделить несколько принципиальных моментов, которые должны быть учте-ны в первую очередь. Эти моменты являются предметом широкого обсужде-ния и частично отражены в новых проектах нормативных актов федерального уровня, а также региональных актах (например, в Нижегородской области). Существуют три ключевые области, в которых, с моей точки зрения, россий-ская система экологической оценки может быть существенно улучшена: ста-тус экологической оценки, проводимой до экологической экспертизы, различ-ный подход к экологической оценке для разных типов проектов, а также про-зрачность процедуры экологической оценки.
В рамках сложившейся в России системы экологическая экспертиза рас-сматривается как основной элемент процесса экологической оценки. При этом анализ экологических воздействий (экологическая оценка), выполняемая за-казчиком понимается как относительно незначительный подготовительный этап. Этот анализ недостаточно детально описан в действующей нормативно-правовой базе, не имеет четко установленной процедуры, его итоговые доку-менты не имеют официального статуса. Негативные следствия такого подхода могут быть вкратце перечислены следующим образом:
отсутствуют стимулы для заказчика начинать процедуру экологической оценки на ранних стадиях проектного цикла с целью выявить основные экологические проблемы, связанные с проектом, и наиболее приемлемые с экологической точки зрения конструктивные решения;
процесс экологической оценки непрозрачен и не предоставляет заинтере-сованным сторонам возможности влиять на объем, содержание и результа-ты экологической оценки; кроме того, заинтересованные стороны во мно-гих случаях не могут даже ознакомиться с результатами оценки, поскольку эти результаты не сводятся в отдельный итоговый документ;
по той же причине распространение практики экологической оценки, раз-витие ее методологии сдерживается отсутствием фонда (хранилища, архи-ва) итоговых документов проведенных оценок, наличие которого является существенным фактором такого развития в ряде стран;
накопление практического опыта, развитие возможностей участников ста-дий, предшествующих экспертизе (заказчик, общественность, органы ме-стного самоуправления и т.п.) ограничено несбалансированным распреде-лением ресурсов, большинство которых направлено на усиление «экспер-тизной» компоненты.
Эти недостатки могут быть устранены путем установления процедурных требований, которые могут быть проверены, к анализу экологических воздей-ствий, проводимому заказчиком (включая гарантии прозрачности процедуры); введения требования оформлять результаты оценки в виде отдельного доку-мента, имеющего официальный статус и доступного общественности, исполь-зуемого при принятии различных решений, и помещаемого в специальный ар-хив открытого доступа.