Введение:
В связи с переходом российской экономики на рыночные механизмы управления и хозяйствования, в последние несколько лет появилось несколько организационно-правовых форм предприятий. Среди них одно из основных мест занимает такая форма, как акционерное общество (АО). Важной задачей в условиях рыночной экономики является получение эффективной системы управления АО и реализация преимущества этой перспективной формы предпринимательства.
Объектом исследования в данной дипломной работе является открытое акционерное общество Ульяновский автомобильный завод (ОАО «УАЗ»).
Предметом исследования является вопрос управления собственностью на ОАО «УАЗ».
Данный тема является актуальной для ОАО «УАЗ», поскольку завод тяжело переносил переход к рыночным отношением и в течение многих лет его лихорадило. Нехватка оборотных средств, средств на выплату зарплаты не позволяли заводу эффективно управлять собственностью. Вместе с приходом третьего тысячелетия для завода наступило время второй молодости. Коренной поворот судьбы автозавода, новую эпоху в его развитии сыграл приход на завод команды «Северстали». Намечена деятельная, перспективная программа, которая сейчас начинает действовать.
Нынешняя государственная политика в сфере автомобилестроения благоприятствует развитию автозавода, поскольку состояние дел на заводе нельзя расценивать в отрыве от общего состояния дел в отечественной автопромышленности. Первый заместитель министра промышленности, науки и технологий РФ, член совета директоров УАЗа С.Митин расценивает его как достаточно устойчивое, а перспективы развития рынка - как положительные. Пример тому - насыщенность парка, состояние российской техники: 40 процентов автомобилей свой ресурс уже выработали. Такое положение предполагает обновление парка, а значит, увеличение спроса. Ни один экспортер не может предложить машину по цене УАЗа. На совещании у Президента РФ, в котором приняли участие директора крупнейших заводов, государственные чиновники и руководители «Северстали» - ОАО «УАЗ» отводилась большая ниша. Та позиция внедорожников, полноприводных автомобилей, которую держит УАЗ, сегодня никем ни заполняется. Так что в стратегическом плане перспектива автозавода серьезная. Повышается спрос и на коммерческие автомобили для сельского хозяйства. Здесь позиция УАЗа четко просматривается: дать предложение для того спроса, на который можно рассчитывать - не менее 100 тысяч машин такого класса в год.
В этих условиях особенно важно эффективно распорядиться собственностью ОАО «УАЗ»: основными фондами и производственными мощностями, произвести их обновление и модернизацию.
Целью написания данной работы является анализ деятельности ОАО «УАЗ» по управлению собственностью и разработка рекомендаций по совершенствованию управления.
При этом в работе решаются следующие задачи:
1. анализ финансового состояния предприятия;
2. оценка имеющихся финансовых и материальных ресурсов;
3. определение соответствия имеющихся финансовых и материальных ресурсов с поставленными целями и возможностями их достижения;
4. разработка мероприятий по совершенствованию управления собственностью и стимулированию продаж.
Рекомендации по совершенствованию управления собственностью на ОАО «УАЗ» имеют практическое значение, поскольку их выполнение позволит повысить рентабельность производства и заинтересованность акционеров в результатах деятельности предприятия.
Глава 3:
В течение 1996-2000гг. УАЗ проделал большую работу по разработке нового малотоннажного автомобиля полукапотной компоновки типа «Мультивэн». Базовый вариант предлагаемого автомобиля имеет 7-9 местный кузов при базе 3000 мм. Имеется модификация, в которой могут разместиться до 12 человек.
Важным шагом в управлении собственностью на АО «УАЗ» является организация сборочных производств на сторонних площадях, в том числе за рубежом. Такой подход снижает затраты, нагрузку на основные производственные мощности, уменьшает налоговую базу.
Например, в августе 2003 г. года ОАО «УАЗ» экспортировало на Кубу 48 машкомплектов. Это автомобили УАЗ-31512 с инжекторным двигателем ЗМЗ-409.10. Всего до конца года автозавод планирует поставить 144 таких машкомплекта. В настоящий момент руководством ОАО «УАЗ» прорабатывается вопрос о возможности поставки на Кубу сборочных комплектов других моделей семейства УАЗ.
В ближайшей перспективе Ульяновский автозавод планирует открыть сборочные производства в Польше по сборке автомобилей УАЗ Симбир (3162) объемом 500-1000 шт./год; в Египте по сборке автомобилей УАЗ Симбир (3160/62) объемом 500-1000 шт./год и в Эфиопии по сборке автомобилей УАЗ 31512 объемом 500 шт./год.
Основною долю собственности на заводе составляют основные фонды, поэтому их обновление является важной производственной необходимостью.
В связи с этим за 1996-2000 гг. на заводе проделан большой объем работ по разработке и внедрению мероприятия комплексного плана развития науки и техники. За эти годы в основных цехах действующего производства внедрено: 770 организационно технических мероприятий, внедрение которых обеспечило экономию в сумме 79,2 млн. руб. За счет внедрения новых технологических процессов обеспечено снижение технологической трудоемкости выпускаемой автомобильной техники на 865,0 тыс. нормочасов. Рационализировано 1309 рабочих мест, механизирован рабочий труд у 576 работающих. С целью повышения технического уровня производства за эти годы в цехах основного производства внедрено 335 единиц технологического оборудования, в том числе 11 автоматических линий и 137 единиц высокопроизводительного оборудования. Внедрение высокопроизводительного оборудования позволило высвободить 307 единиц морально устаревшего и физически изношенного оборудования. С целью внедрения новых технологий УАЗ привлекал к совместной работе до 50 научно-исследовательских, проектно-конструкторских институтов и учебных заведений.
В соответствие с ежегодными планами технического перевооружения действующего производства построено и введено в эксплуатацию 96 объектов и освоено более 100,0 млн. руб., из них около 48,0 млн. руб. СМР (Таблица 8).
Заключение:
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Приватизированные предприятия более эффективны, чем государственные.
2. Жизнеспособность предприятий, находящихся в собственности трудовых коллективов (акционерных обществ), зависит от внедрения эффективных механизмов управления и обеспечения внешнего инвестирования.
3. Роль ключевых инвесторов в управлении приватизированными предприятиями должна возрастать.
4. Первоначальная форма приватизированных предприятий может носить переходный характер.
Основной задачей ОАО «УАЗ» является вовлечение трудового коллектива в управление предприятием, чтобы он почувствовал себя собственником. В работе предлагается для этих целей создать резервный фонд акций. Но следует отметить, что данная проблема не решится одноразовой акцией, необходима постоянная работа менеджеров с коллективом по повышению их заинтересованности в результатах работы. Данная проблема связана с недопустимо низкой степенью информированности работников-собственников (прежде всего рядовых) об экономическом и финансовом положении завода и о планах его развития. Монополия менеджмента на информацию на ОАО «УАЗ» лишает работников возможности участвовать в управлении и быть реальными собственниками. Решение указанной проблемы, причем уже реализованное на части АО в стране, - это включение в их уставы и коллективные договоры положений, обеспечивающих реализацию прав работников-собственников на получение полной финансовой, экономической и оперативной информации о предприятии. Без этого невозможны доверие между менеджерами и работниками, демократизация и гуманизация отношений на производстве, а значит, и действительная внутренняя мотивация работников к труду.
В то же время эта российская проблема сопряжена с низкой компетентностью работников-собственников и их представителей в вопросах управления предприятием (управления собственностью) в условиях фактического отсутствия в стране системы их обучения и подготовки к участию в управлении предприятиями. Эту проблему невозможно решить без создания системы правового и экономического образования работников-собственников, которые должны уметь читать баланс и финансовые отчеты, разбираться в критериях платежеспособности и состоятельности предприятия.