Введение:
Проблема экономического роста – центральный пункт экономической теории и практики. Именно с ним связываются показатели развития производ-ства и его эффективности, возможности повышения материального уровня и качества жизни населения, и тем самым всего общества и государства в це-лом.
Практическая деятельность правительства РФ по осуществлению эко-номической политики, в конечном счете, также направлена на ее решение.
Бюджетно-налоговая политика является ключевым звеном экономиче-ской политики государства и представляет собой инструмент регламентирова-ния макроэкономических пропорций, определенных способностью республи-ки по сбору доходов и эффективным управлением расходами.
В условиях перехода от административно-директивных методов управ-ления к рыночным, резко возросла роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народно-го хозяйства.
Посредством налогов государство проводит эффективную политику раз-вития и поддержки производства и приоритетных отраслей национальной эко-номики, реализует на практике промышленную политику с обозначением на-циональных приоритетов, отвечающих требованиям экономической безопас-ности страны, реформирует инвестиционную политику, которая, в свою оче-редь, должна предусматривать экономические стимулы для инвестиционной активности предприятий и банков, снижает чисто фискальную функцию налогов и сборов за счет введения механизма экономического воздействия на общественное производство, его структуру и динамику, размещение, ускоре-ние НТП, стимулирует через налоги деловую активность и т.д.
Одним из неотъемлемых элементов налоговых систем стран мира яв-ляется на сегодня индивидуальный (потоварный) акциз.
Акцизы - вид косвенных налогов на товары преимущественно мас-сового потребления. Сумма акцизов включается в цену товара и тариф.
В настоящее время акцизы применяются во всех странах рыночной экономики. Они установлены на ограниченный перечень товаров и игра-ют двоякую роль: во- первых, это один из важных источников дохода бюджета (в бюджете-2002 около 20%).
Так, еще в XVII веке французский экономист Ф. Дэмэзон отмечал, что акциз "способен один принести казне столько же и даже больше, чем все другие налоги". При этом одним из инструментов, с помощью которых реализуется фискальная функция акциза, является законодательно опре-деляемый круг подакцизной продукции и ставка налога. Во-вторых, это средство ограничения потребления подакцизных товаров (социально вред-ных - алкоголь, табак) и регулирования спроса и предложения товаров /22/.
Темой моей выпускной работы выбрано акцизное налогообложение такого вида подакцизных товаров как этиловый спирт и алкогольная про-дукция, т.к. во-первых, ликероводочное производство традиционно фор-мировало значимую часть доходов отечественного государственного бюд-жета и во-вторых, производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции - это одна из областей производства регулирование и кон-троль за которым осуществляется государством.
Глава 3:
При совершении налогоплательщиком за отчетный налоговый период операций, данные о которых подлежат отражению в соответствии с поло-жениями Инструкции в нескольких формах декларации, данный налогопла-тельщик заполняет декларацию по формам, предусмотренным для от-ражения данных о таких операциях, и представляет их в налоговый орган /14/.
ОАО «Симбирск-спиртпром» представляет декларацию только по форме № 1 (Приложение 12).
Декларация представляется в 2-х экземплярах. Один экземпляр дек-ларации возвращается налогоплательщику с отметкой налогового органа о дате ее представления. На первом листе декларации и ее копии налого-вым инспектором делается отметка о дате ее принятия. Эта дата и будет считаться днем начала проведения камеральной проверки.
На стадии принятия налоговой декларации все представленные в ее составе документы подвергаются визуальному контролю на полноту пред-ставления налоговой отчетности и полноту заполнения всех предусмот-ренных в формах отчетности реквизитов.
Декларация представлена в установленные п.5 ст.204 НК РФ сроки. Но представленная декларация составлена с нарушением общих положений инструкции по ее заполнению:
• отсутствует сквозная нумерация страниц, начиная с первой страницы ти-тульного листа. Страницы декларации нумеруются налогоплательщиком;
• в случае отсутствия каких-либо показателей, предусмотренных нало-говой декларацией, в соответствующей ячейке должен быть поставлен прочерк.
В форме №1 таблицы №1:
• неверно заполнены строки с кодом 010 (вся алкогольная продукция должна быть внесена в строки с № п/п 1., 2. и т.д.;
• отсутствуют строки с кодом 090, т.е. итоговые данные по реализации подакцизных товаров;
• налоговая база по коду вида продукции 130 завышена на 700,0л, а по коду 120 с размером ставки акциза 50% занижена ровно на столько же, что привело к искажению суммы акциза без учета налоговых вычетов (графа 11 формы №1 таблицы № 2). В результате чего про-изошло завышение суммы начисленной по расчету всего на 19106 руб. (графа 4 продолжение формы №1 таблицы №1 код строки 140).
В продолжении формы №1 таблицы №2 в строке с кодом 170 не поставлена к вычету сумма фактически уплаченного в отчетном периоде в виде авансового платежа при приобретении региональных специальных марок.
Т.к. в результате камеральной проверки налоговой декларации обна-ружены ошибки в исчислении сумм налогов, не повлекшие за собой за-нижение сумм налогов, подлежащих к уплате в бюджет, сформированы в двух экземплярах реестры, которые вместе с декларацией были переданы в отдел учета и отчетности Управления МНС России по Ульяновской области для проведения в лицевых счетах ОАО «Симбирск-спиртпром» сумм налогов по результатам камеральной проверки. После проведения указанных сумм в лицевых счетах организации, реестры с указанием да-ты возврата и налоговые декларации с отметкой отдела учета и отчетно-сти о проведенной операции будут возвращены в отдел контроля в сфере производства и оборота алкогольной продукции Управления и будут подшиты в дело организации.
Заключение:
Налоговая система является одним из главных элементов рыночной эко-номики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количе-ства налогов, льгот и т.д. несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Неста-бильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема ре-формы налогообложения.
Действующая в настоящее время система законодательства, сущест-вующие соотношения между различными его отраслями – гражданским, нало-говым, бухгалтерским, таможенным и т. д. – позволяют организациям при грамотном использовании предписаний законодательства оптимизировать расчеты с бюджетом.
Тема бухгалтерского учета налогов была и остается актуальной ввиду отсутствия в нормативных актах по бухгалтерскому учету специального доку-мента по отражению в бухгалтерском учете операций начисления и уплаты налогов.
Каждый экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет. Бух-галтерский учет представляет собой систему сбора, регистрации и обобщения информации в стоимостном (денежном) выражении об имуществе, обязатель-ствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и докумен-тального учета всех хозяйственных операций /4/.
Одной из задач бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтер-ской отчетности. Без систематического и надежного ведения бухгалтерского учета нельзя говорить о достоверной отчетности.
Основные особенности и требования, предъявляемые к составлению и представлению бухгалтерской отчетности:
• бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представ-ление об имущественном и финансовом положении организации, а также финансовых результатах ее деятельности.
Достоверной считается бухгалтерская отчетность, составленная по пра-вилам, установленным нормативными актами системы нормативного регули-рования бухгалтерского учета в РФ. Такое определение достоверности бухгал-терской отчетности показывает преимущество положений нормативных доку-ментов, регулирующих бухгалтерский учет, перед положениями нормативных документов регулирующих вопросы налогообложения;
• все части бухгалтерской отчетности представляют собой единое целое и взаимосвязаны между собой, т.е. между показателями, содержащимися во всех формах бухгалтерской отчетности, существует взаимосвязь и они не-противоречивы;
• бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели дея-тельности филиалов, представительств и иных подразделений, в т. ч. выде-ленных на отдельные балансы.
От того насколько достоверна бухгалтерская отчетность предприятия, будет зависеть полнота, правильность исчисления налогов, так как показатели составляющие базу налогообложения отражаются в системном бухгалтерском учете предприятия.
В настоящее время в бухгалтерской литературе наряду с понятием «бух-галтерский учет» широко используются понятия «налоговый учет» и «учет для целей налогообложения».