Введение
Проблема экономического роста – центральный пункт экономической теории и практики. Именно с ним связываются показатели развития производ-ства и его эффективности, возможности повышения материального уровня и качества жизни населения, и тем самым всего общества и государства в це-лом.
Практическая деятельность правительства РФ по осуществлению эко-номической политики, в конечном счете, также направлена на ее решение.
Бюджетно-налоговая политика является ключевым звеном экономиче-ской политики государства и представляет собой инструмент регламентирова-ния макроэкономических пропорций, определенных способностью республи-ки по сбору доходов и эффективным управлением расходами.
В условиях перехода от административно-директивных методов управ-ления к рыночным, резко возросла роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народно-го хозяйства.
Посредством налогов государство проводит эффективную политику раз-вития и поддержки производства и приоритетных отраслей национальной эко-номики, реализует на практике промышленную политику с обозначением на-циональных приоритетов, отвечающих требованиям экономической безопас-ности страны, реформирует инвестиционную политику, которая, в свою оче-редь, должна предусматривать экономические стимулы для инвестиционной активности предприятий и банков, снижает чисто фискальную функцию налогов и сборов за счет введения механизма экономического воздействия на общественное производство, его структуру и динамику, размещение, ускоре-ние НТП, стимулирует через налоги деловую активность и т.д.
Одним из неотъемлемых элементов налоговых систем стран мира яв-ляется на сегодня индивидуальный (потоварный) акциз.
Акцизы - вид косвенных налогов на товары преимущественно мас-сового потребления. Сумма акцизов включается в цену товара и тариф.
В настоящее время акцизы применяются во всех странах рыночной экономики. Они установлены на ограниченный перечень товаров и игра-ют двоякую роль: во- первых, это один из важных источников дохода бюджета (в бюджете-2002 около 20%).
Так, еще в XVII веке французский экономист Ф. Дэмэзон отмечал, что акциз "способен один принести казне столько же и даже больше, чем все другие налоги". При этом одним из инструментов, с помощью которых реализуется фискальная функция акциза, является законодательно опре-деляемый круг подакцизной продукции и ставка налога. Во-вторых, это средство ограничения потребления подакцизных товаров (социально вред-ных - алкоголь, табак) и регулирования спроса и предложения товаров /22/.
Темой моей выпускной работы выбрано акцизное налогообложение такого вида подакцизных товаров как этиловый спирт и алкогольная про-дукция, т.к. во-первых, ликероводочное производство традиционно фор-мировало значимую часть доходов отечественного государственного бюд-жета и во-вторых, производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции - это одна из областей производства регулирование и кон-троль за которым осуществляется государством.
Следует отметить, что проблема государственного регулирования и контроля за производством и оборотом спирта, водки и ликероводочных изделий также в основном имеет две тесно взаимосвязанные составляю-щие. Первая составная часть связана с обеспечением поступления акцизов в доходную часть бюджета, вторая - с сокращением производства неле-гальной, зачастую фальсифицированной алкогольной продукции.
Вопросы производства, оборота и реализации алкогольной продукции и поступлений акцизов от нее регулируются в настоящее время более чем двумястами федеральными нормативными актами. За последние годы при-няты две редакции федерального закона о регулировании производства и оборота алкогольных изделий, три указа Президента Российской Федера-ции, более ста постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации и целый ряд других нормативных актов федеральных органов ис-полнительной власти.
Любая бухгалтерия, как сердце предприятия, особенно чувствительна к изменениям в законодательстве, регулирующем основную деятельность предприятия, в т.ч. и по налогам. От их четкости или не четкости непо-средственно зависит планирование и прогнозирование в организации, зависят взаиморасчеты с бюджетом, в правильности, быстроте и своевременности ко-торых последний, на мой взгляд, заинтересован не меньше первого.
Также следует особо подчеркнуть, что многие бухгалтеры, не зная, своих прав, боятся проведения различного рода проверок. Поэтому суще-ствует особая необходимость рассмотрения основных положений порядка проведения налоговых проверок, прав и обязанностей налогоплательщи-ков.
Вступивший в силу с 1 января 1999 г. Налоговый кодекс Российской Федерации достаточно четко устанавливает правовые основы, принципы ор-ганизации и деятельности, права и обязанности налоговых органов при прове-дении ими проверок.
Тем не менее, на практике зачастую возникают вопросы о правомерности тех или иных действий налоговых органов. Нередко сами налогоплательщики не подозревают, что права есть не только у налоговых органов, осуществляю-щих проверки, но и у налогоплательщиков. Эти права необходимо четко знать, чтобы быть готовым отстаивать свои интересы и знать, как правильно это де-лать.
Подытоживая все выше сказанное, не остается сомнений в интересе выбранной мной темы и безусловной полезности этих данных как бух-галтерам, аудиторам, юристам, так и работникам налоговых органов.
В данной работе предпринята попытка разобраться в действующей системе акцизного налогообложения в современной России.
Так как показатели составляющие базу налогообложения прежде всего должны быть отражены в системном бухгалтерском учете каждого экономического субъекта, что говорит о преимуществе положений норма-тивных документов, регулирующих бухгалтерский учет, перед положе-ниями нормативных документов, регулирующих вопросы налогообложе-ния, то целью моей работы является изучение прежде всего организации бухгалтерского учета подакцизных товаров и акцизных платежей и в следующую очередь взаимоувязка достоверности бухгалтерской отчетно-сти и полноты и правильности исчисления акцизов.
Объектом исследования выступает акцизное налогообложение таких видов подакцизных товаров как спирт этиловый и алкогольная продукция. А предметом в работе является проверка Управлением МНС России пра-вильности расчетов представленной ОАО «Симбирск-спиртпром» отчетно-сти (декларации по акцизам), служащих основанием для исчисления и уплаты акцизов, а также своевременности и полноты из внесения в со-ответствующие бюджеты.
Помимо государственной регистрации общим требованием для осво-бождения указанной спиртосодержащей продукции от уплаты акцизов является ограничение объема емкости, в которую они разливаются. Это условие введено НК РФ впервые.
Кроме перечисленных товаров от уплаты акцизов освобождаются под-лежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для техниче-ских целей отходы, образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий, если они соответствуют нормативной документации, утвержденной (согласованной) федеральным органом исполнительной власти, и внесены в Государственный реестр этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной и алкогольсодержащей продукции в Российской Федерации.
Перечень спиртосодержащей продукции, не облагаемой акцизами, расширен за счет включения в него товаров бытовой химии в аэрозоль-ной упаковке.
В соответствии с п.5 ст.204 НК РФ налогоплательщики обязаны пред-ставлять в налоговые органы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения налоговую декла-рацию в части осуществляемой ими фактической реализации (передачи) по-дакцизных товаров за налоговый (отчетный) период не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным, а при осуществлении деятельности по реа-лизации алкогольной продукции с акцизных складов оптовой торговли - не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным) акциз по подакцизным товарам уплачивается по месту производства таких товаров, а по алкогольной продукции, кроме того, уплачивается по месту ее реализации с акцизных складов, за исключением реализации на акцизные склады других организаций.
Таким образом, организация - производитель алкогольной продукции в случае передачи произведенной алкогольной продукции на акцизный склад, являющийся его структурным подразделением, расположенный на территории другого субъекта Российской Федерации, должна уплачивать акцизы как по месту производства такой продукции, так и по месту ее реализации. Следуя логике закона, можно предположить, что сумма акциза, подлежащая уплате в обоих случаях, должна исчисляться по ставкам в размере 50% соответствую-щих ставок, указанных в п.1 ст.193 НК РФ и приведенных в таблице. При этом налоговые вычеты, предусмотренные ст.200, в частности по спирту, использо-ванному на производство алкогольной продукции, должны производиться при определении суммы акциза, подлежащей уплате по месту производства алко-гольной продукции. Такой порядок уплаты акцизов не противоречит положе-нию п.2 ст.193 НК РФ, так как в данном случае налогоплательщиком является организация - производитель алкогольной продукции и, по существу, она вне-сет в бюджет сумму акциза по такой продукции, исчисленную по ставкам ак-циза, установленным п.1 ст.193.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации, статья 57 // СПС Консультант Плюс
2. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть I, часть II // СПС Кон-сультант Плюс
3. Закон Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (ред. от 24.07.2002 г.) //СПС Консультант Плюс
4. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. №129-ФЗ (ред. от 28.03.2002 г.) // СПС Консультант Плюс
5. Федеральный закон от 30.12.2001 г. № 194-ФЗ «О федеральном бюдже-те на 2002 год» // СПС Консультант Плюс
6. Федеральный закон от 24.03.2001 г. № 33-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в неко-торые законодательные акты Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс
7. Указ Президента Российской Федерации от 23.05.0119 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Рос-сийской федерации, Правительства Российской Федерации и норма-тивных актов федеральных органов исполнительной власти» // СПС Консультант Плюс
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.08.1992 г. № 552 «Об утверждении Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых резуль-татов, учитываемых при налогообложении прибыли» (ред. от 07.02.2002г.) // СПС Консультант Плюс
9. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2000 г. №1026 «Об утверждении Правил выдачи разрешений на учреждение ак-цизных складов, их функционирования и осуществления налогового кон-троля за их работой» // СПС Консультант Плюс
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2000 г. №1023 «Об утверждении Правил изготовления и реализации региональных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, а также осу-ществления авансовых платежей по акцизам на алкогольную продукцию» // СПС Консультант Плюс
11. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н «Об утверждении плана сче-тов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности органи-заций и инструкции по его применению» // СПС Консультант Плюс
12. Приказ МНС России от 18.12.2000 г. № БГ-3-03/440 «Об утверждении методических рекомендаций по применению Главы 22 «Акцизы» На-логового кодекса Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс
13. Приказ МНС России 28.02.2001 г. №БГ-3-03/66 «Об утверждении форм декларации по акцизам на подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье и инструкции по ее заполнению» (ред. от 04.02.2002 г.) // СПС Консультант Плюс
14. Приказ МНС России от 04.02.2002 г. № БГ-3-03/51 «Об утверждении инструкции по заполнению декларации по акцизам» (от 16.07.2002 г.) //СПС Консультант Плюс
15. Письмо Минфина РФ от 12.11.1996 г. № 96 «О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с налогом на до-бавленную стоимость и акцизами» // СПС Консультант Плюс
16. Письмо МНС России от 19.04.2002 г. № 03-4-11/1066/Ч2-П327 «О по-рядке уплаты акцизов» // СПС Консультант Плюс
17. Закон Ульяновской области от 14.03.2002 г. № 010-ЗО «Об областном бюджете Ульяновской области на 2002 год» (ред от 20.09.2002 г. //СПС Консультант Плюс Региональный выпуск
18. Калинина Е.М. Налоги и сборы в бухгалтерском учете и отчетности орга-низации. - Журнал Бухгалтерский учет № 3, 4, 2000г., стр. 46
19. Кашин В.А. Налоговая политика России на современном этапе. - Журнал Финансы № 9, 2002 г., стр. 38
20. Нечипорчук Н.А. Как уплачивать акцизы по алкогольной продукции. - Журнал Главбух № 17, 2002 г., стр. 32
21. Пизенгольц М.З. Бухучет и налогообложение. - Журнал Бухгалтерский учет №14, 2000г.
22. Седова Н.В. Акцизное налогообложение в современной России. _ Журнал Финансы № 12, 2001 г., стр. 35
23. Табалина С.А. Соотношение бухгалтерского и налогового учета. – Журнал Российский налоговый курьер № 1,2001г., стр. 24
24. Толкушкин А.В. Налоговые реформы С.Ю.Витте. - Журнал Финансы № 9, 2002 г., стр. 11
25. Шереметьева Е.Н., Герасимов В.Б. Акцизы на товары народного потреб-ления и их роль в бюджетной системе России. - Журнал Налоговый вестник № 1, 2000 г., стр. 122