Введение:
В процессе проведения рыночных реформ был осуществлен переход от одноуровневой централизованной государственной банковской системы к соз-данию множества самостоятельных коммерческих банков и других кредитных организаций.
Центральное место в деятельности банков занимают выполняемые еже-дневно, а по сути ежечасно, операции по безналичному расчетному обслужи-ванию клиентов. Эти операции формируют устойчивые потоки платежей: от покупателей товаров – к поставщикам; от налогоплательщиков - в бюджет. В денежном обороте страны, как в зеркале, отражается ее экономика, а в денеж-ном обороте между странами - вся мировая экономика /1/.
Система расчетов, сформировавшаяся в условиях государственной мо-нополии на банковское дело, не могла обеспечить эффективное осуществление расчетов между коммерческими банками.
Необходимость реформирования существующей системы межбанков-ских расчетов в России отмечается и учеными-экономистами, и практиками банковского дела. Это связано с тем, что за последние годы в структуре пла-тежного оборота и движении денежных потоков произошли серьезные измене-ния.
Во-первых, значительный объем межбанковских операций сейчас про-водится кредитными организациями не по поручению клиентов, а за свой соб-ственный счет. По оценкам специалистов, примерно половина безналичных де-нежных средств вращается внутри банковского сектора, не доходя до произ-водственной сферы.
Во-вторых, в связи с этим активно развиваются новые виды рынков: ва-лютный, ценных бумаг, межбанковских кредитов. Ситуация на них может из-меняться несколько раз в течение рабочего дня. И в зависимости от конкретно-го времени (в часах и минутах, а то и секундах) проведения операции любая из сторон может получить прибыль или потерпеть убытки.
И если раньше участников межбанковских расчетов вполне устраивало получение ежедневных сведений об остатках средств на корреспондентских счетах, то сейчас им нужна оперативная информация на каждый момент време-ни, опирающаяся на быстрые и безошибочные расчеты.
При наличии современных компьютерных средств связи ставится задача не только обеспечить мгновенное прохождение платежей, но и практически полностью отказаться от бумажного документооборота.
В связи с этим возникла объективная необходимость в организации принципиально новой системы межбанковских расчетов, отличающейся на-дежностью и позволяющей проводить платежи между участниками хозяйст-венного процесса с наибольшей скоростью, разумными затратами и минималь-ными рисками, обеспечивая безошибочное перечисление средств по назначе-нию.
Таким образом, одной из главных экономических задач текущего пе-риода является нормализация платежного оборота при существующем кризисе путем внедрения современных передовых технологий с целью осуществления своевременных и гарантированных платежей. Платежное поручение является самым распространенным инструментом осуществления платежа в российской практике. Платежное поручение - это поручение предприятия–плательщика обслуживающему банку о перечислении определенной суммы денежных средств со своего счета на счет получателя. Схема документооборота при та-ких расчетах является очень простой, поэтому именно эта форма подверглась нововведениям, в частности автоматизации. Наряду с переводами по почте, те-леграфу, все большее распространение получают электронные переводы.
Глава 3:
Расчетная сеть Банка России, адекватная современным требованиям функционирования платежной системы, должна включать в себя: Федеральный расчетный центр (ФРЦ). ФРЦ создается в городе Москва для проведения расче-тов в режиме реального времени. В РКЦ будут открыты счета всем участникам системы валовых расчетов, в том числе подразделениям Банка России. В ФРЦ будут осуществляться следующие операции:
- открытие и ведение корреспондентских счетов кредитных организаций;
- открытие и ведение счетов клиентов Банка России;
- осуществление расчетов в валюте Российской Федерации Банком России с кредитными организациями по кредитованию, купле-продаже иностранной валюты, с драгоценными металлами, с ценными бумагами;
- по учету обязательных резервов кредитных организаций, депонированных в Банк России;
- по учету операций с денежной наличностью учреждений Банка России;
- часть операций по внутрихозяйственной деятельности Банка России.
Этапы перестройки расчетной сети Банка России.
Перестройка расчетной сети Банка России будет осуществляться в три этапа. На ПЕРВОМ ЭТАПЕ ликвидируются РКЦ, обрабатывающие в среднем за один рабочий день менее 100 расчетных документов, расположенные на расстоянии 100км по автомобильной или железнодорожной трассе от других РКЦ. Численность РКЦ будет приведена в соответствие с нормами нагрузки на учетно-операционных и кассовых работников.
Счета действующих кредитных организаций закрываемых РКЦ будут передаваться в ближайшие ГРКЦ. Счета коммерческих банков, по которым отозваны лицензии, также передаются в ГРКЦ. Мероприятия первого этапа позволяют определить состав субъектов расчетной сети Банка России, подлежащих техническому перевооружению и оснащению современными средствами связи.
На ВТОРОМ ЭТАПЕ перестройки на ряду с мероприятиями по ликвидации РКЦ в областных, краевых и республиканских центрах будет осуществляться программа технического перевооружения учреждений Банка России, подключение регионов к Единой телекоммуникационной банковской системе.
На ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ оптимизации расчетной сети Банка России будет произведена передача всех счетов кредитных и других организаций, клиентов Банка России из ГРКЦ и РКЦ в Федеральный центр расчетов. ФРЦ города Москвы будет осуществлять исключительно межрегиональные платежи. ГРКЦ и РКЦ реорганизуются в операционно-кассовые центры.
Операционно-кассовые центры не ведут корреспондентские счета и ли-цевые счета кредитных и не кредитных организаций, за исключением специ-альных счетов, связанных с учетом операций с денежной наличностью. ОКЦ осуществляют только электронный обмен информацией с Федеральным рас-четным центром. РКЦ функционируют в исключительных случаях в экономи-чески развитых центрах, а также при невозможности обеспечения действующих РКЦ каналами связи.
Следует отметить, что в процессе реорганизации расчетной сети в прин-ципе могут быть созданы самые различные системы МБР, отличающиеся лю-бым числом уровней, исходя из потребностей пользователей, достижения наи-большей эффективности управления и контроля /24/.
В условиях Российской Федерации, которая отличается значительной территориальной протяженностью и наличием 11 часовых поясов, нецелесооб-разно проводить все расчеты через единый центр в г. Москве. Это приведет к значительным объемам встречных потоков информации и соответственно к перегрузкам каналов связи. Поэтому чистая одноуровневая система расчетов в России в принципе существовать не сможет. Она эффективна только для не-больших государств.
Для проведения мероприятий по оптимизации расчетной сети Банка России создается Информационно-аналитическая система расчетной сети Банка России, которая обеспечит возможность разработки комплекса отраслевых нормативов нагрузки персонала и текущих затрат в разрезе выполняемых функциональных задач. Определятся оптимальные требования к объемам вы-полняемых операций, помещениям, программно – техническим средствам, ус-ловиям связи, численности и квалификации персонала. Будет осуществляться усилие контроля за эффективностью, надежностью, и безопасностью осуществ-ления расчетов и других операций.
Одной из главных целей реформы платежной системы является сокра-щение наличных денег в обращении и увеличение доли безналичного оборота. ЦБ РФ будет проводить работу по созданию условий для внедрения расчетов платежными картами и осуществлять методологическое руководство и регули-рование системы расчетов с их памятью.
Создание и развитие расчетной системы позволяет увеличить скорость передачи платежных документов, сократит расчетный период, упростит обра-ботку банковской корреспонденции, уменьшит ее стоимость и, в конечном сче-те, снизит операционные расходы кредитных учреждений /22/.
Заключение:
В целях совершенствования платежной системы Банк России на протя-жении 1998-1999 годов подготовил ряд нормативных документов, направлен-ных на развитие расчетной системы. Прежде всего, это Временное положение от 12.03.98г. N20-П «О правилах обмена электронными документами между Банком России, кредитными организациями (филиалами) и другими клиентами Банка России при осуществлении расчетов через расчетную сеть Банка России» и Положение от 23.06.98г. N36-П «О межрегиональных электронных расчетах, осуществляемых через расчетную сеть Банка России». Данные Положения оп-ределяют основные правила проведения безналичных расчетов с использова-нием электронных документов, а также особенности операционной работы при электронном обмене платежными документами.
Необходимость перехода на обмен электронными документами полного или сокращенного формата обусловлена развитием финансовых рынков (на-пример, переход на торги по долларам США в режиме единой торговой сессии) и интеграции банковской системы России в международное банковское сооб-щество. Кроме того, расчеты, совершаемые с помощью электронных докумен-тов значительно дешевле платежей, проводимых при помощи их бумажных аналогов. Так при общем увеличении с 1 августа 1999 года тарифов за расчет-ные услуги Банка России сохраняется разница в стоимости платежа, проводи-мого почтовым или телеграфным авизо, и с помощью электронных документов (приложение 4). Этот факт в сложившейся экономической ситуации имеет большое значение для кредитных организаций и клиентов, находящихся на расчетном обслуживании как в Банке России, так и в кредитных организациях /9/.
У банков, которые ценят своё время и средства, возникнет заинтересо-ванность в переходе на электронный документооборот. При этом целесообраз-но сразу переходить на обмен электронных документов полного формата, так как только такие электронные документы содержат все реквизиты бумажного платежного документа и не требуют в качестве сопровождения бумажного оригинала. Применение полноформатных электронных документов позволит уменьшить трудоемкость работы учетно-операционного аппарата банковских учреждений, сократить расходы, связанные с изготовлением, доставкой и хра-нением бумажных платежных документов, а также сократить число работни-ков, занятых в банковской сфере, не приносящих доход. Как показывает опыт работы Головного расчетно-кассового центра Главного управления Банка Рос-сии по Санкт-Петербургу большое количество расчетно-денежных документов, поступающих от банков, содержит ошибки в оформлении и поэтому возвраща-ется в банк без оплаты. К таким ошибкам можно отнести расхождения в под-писи уполномоченных лиц с образцом подписи в карточке образцов подписей и оттиска печати, нарушения формата документа при печати на бумажном но-сителе и др. Полноформатные электронные документы позволяют исключить возможность появления такого рода ошибок, но даже в случае их наличия, электронный документ гораздо проще откорректировать и вновь послать в рас-четную сеть Банка России по каналам связи для последующей его передачи по системе ВЭР или МЭР, чем бумажный документ.