Введение:
Перед любым предприятием, работающим в условиях российского рынка, стоит лишь одна по – настоящему серьезная проблема – это проблема его выживания, обеспеченности непрерывности развития. Различные предприятия решают ее разными способами, в зависимости от складывающихся условий и обстоятельств, но в основе ее решения лежит сложная, кропотливая и трудоемкая работа по созданию и реализации конкурентных преимуществ. Сущность этой концепции заключается в поиске ответа на вопрос: «Каким должно быть предприятие и как им следует управлять в условиях динамичности, изменчивости и неопределенности внешней среды?»
Глобализация бизнеса, быстрые изменения потребительского спроса, сокращение жизненного цикла товаров, возрастание требований работников к условиям труда и качеству жизни вынуждают предприятие создавать такую структуру и систему управления предприятием, которая бы поддерживала равновесие между средой, характером и результатом деятельности предприятия.
Тема дипломного проекта – это анализ и развитие организационной структуры управления (на примере ООО «Табачная компания «Дворцовый ряд»). Эта проблема выбрана мной не случайно. В современных условиях важнейшими целями существования любой организации являются непрерывность (непрекращение) деятельности и поступательное развитие для получения экономической выгоды или коммерческого эффекта. Принимая это как «образ действий, обуславливающий определенную и устойчивую линию поведения организации на достаточно продолжительном интервале, организация должна представлять собой хорошо функционирующую бизнес-систему с рациональной структурой.
Задачей проводимого исследования является проведение анализа и выработка рекомендаций по совершенствованию организационной структуры ООО « Табачная компания «Дворцовый ряд». А целью является - сделать схему управления организации наиболее эффективной, что позволит, работая в условиях жесткой конкуренции и быстро меняющейся ситуации приспосабливаться к постоянно изменяющейся внешней среде, приобретая новые и трансформируя имеющиеся качества, наращивая свои возможности по выработке и реализации адекватных ситуационных решений.
Обширный опыт зарубежных и российских предприятий доказывает, что недооценка правильного проектирования оргструктуры предприятия в условиях рынка, его игнорирование или некомпетентное осуществление приводят к огромным экономическим потерям. На Западе существует глубокая исследовательская традиция в области, которую принято называть change management – управление организационными изменениями. Развитие данной теории предлагало рассматривать организационные изменения в рамках подхода, получившего название организационное развитие (organization development). При всем разнообразии определений, которые давались этому методу, его суть можно сформулировать как целенаправленное фундаментальное изменение организационной структуры с целью адаптации организации к меняющимся условиям внешней среды [10, С.10].
Из вышесказанного можно сделать вывод, насколько актуальны исследования организационной структуры предприятия. В условиях рынка нереально добиться стабильного успеха в бизнесе, если не планировать эффективно его развитие, не аккумулировать постоянно информацию о собственных перспективах и возможностях и не иметь эффективного аппарата для осуществления намеченных целей.
Глава 3:
Вертикальный (структурный) анализ данных таблицы показывает, что рост планируемой выручки от реализации составил 20,6% , а рост валовой прибыли составил 35,7%, так как специалисты отдела маркетинга заключили дополнительно к планируемому ранее договоров поставки на сумму 58000 по более низким закупочным ценам, за счет этого увеличился маржинальный доход на 26,4%. Прошедшие структурные изменения следует рассматривать положительно, поскольку рост прибыли от реализации характеризует повышение активности предприятия, а производственно-хозяйственной деятельности, которая является основой для улучшения финансовых показателей.
Таким образом, к основным факторам, повлиявшим на рост прибыли и обеспеченными работниками созданного отдела маркетинга относятся:
1) Обеспечение конкурентоспособности реализуемой продукции, в силу того, что предприятие должно существовать для потребителя и только клиенты, потребности которых удовлетворяются, дают предприятию возможность выжить на рынке и получить доход;
2) Обеспечение высокая мобильности на рынке, свободы экономического маневра, делающей объективно необходимыми учет рыночной конъюнктуры, гибкое маневрирование всеми имеющимися ресурсами для достижения эффекта;
3) Обеспечение ритмичности и гибкости, способность быстро менять ассортимент продукции в соответствии с запросами потребителей;
4) Разработка мер по улучшению выпускаемой продукции, способность предприятия дать потребителю товар более высокого качества или обладающий какими-либо новыми свойствами, причем за туже цену, даже при увеличении издержек.
Все эти факторы являются важными для эффективного функционирования предприятия, только с их помощью предприятие сможет получить максимальную прибыль. Однако, ведущим является производство товаров более высокого качества, иными словами, удовлетворение на потребности потребителей и определение набора товарных групп, наиболее предпочтительных для успешной работы на рынке. Товар, спрос на который существует, считается рентабельным и будет приносить предприятию больше дохода, а высокий уровень рентабельности при наличии свободной конкуренции служит символом для перелива капиталов и вложения средств в отрасли с более высокой нормой прибыли (рентабельности).
Приведенный в таблице показатель чистого дохода показывает сколько копеек чистой прибыли с рубля выручки получает предприятие и его увеличение говорит что предложения обладает высокой финансовой устойчивостью.
Заключение:
За последние годы в нашей стране произошли глубокие экономические преобразования: существенно: изменились отношения собственности, а вместе с ними цели деятельности организаций, механизмы их взаимодействия. На смену административно-командной системе пришли рыночные механизмы. Все это не могло не отразиться на первичном хозяйственном звене в экономике – организации.
Организация – совокупность долговременных норм и правил построения и функционирования рациональных структур и производственных процессов предприятия, обеспечивающих достижение им установленных целей перспективного развития.
Организацию характеризуют следующие элементы: уровни, предметные области, объекты, категории, субъекты.
Уровни организации:
• мировая система;
• экономика страны;
• отрасль;
• объединения предприятий;
• предприятие;
• подразделение (отдел, служба);
• рабочее место.
Предметные области организации:
• сочетание процессов живого труда с материальными элементами производства в пространстве;
• сочетание процессов живого труда с материальными элементами производства во времени;
Основные категории организации:
• типы организации;
• формы организации;
• методы организации;
• принципы организации.
Субъекты организации – персонал предприятия, осуществляющий производственную деятельность в соответствии со своими должностными обязанностями.
Организационная структура предприятия характеризуется совокупностью рабочих мест, должностей, органов управления и производственных подразделений, форм их взаимосвязей, обеспечивающих достижение стратегических целей предприятия.
Организационная структура предприятия формируется исходя из требований долговременного обеспечения его конкурентоспособности, экономической эффективности, целесообразности и рациональной кооперации.
В рамках организационной структуры предприятия выделяются две составляющие: структура управления и производственная структура.
Структура управления определяется составом органов управления, характером их специализации, т.е. составом задач управления и формами координации их деятельности.
Структура управления формально закрепляется уставом предприятия и документально оформляется специальным положением об организационной структуре, должностными инструкциями всех уровней управления.
Различают три основные разновидности структур управления: линейная, линейно- штабная и функциональная (многолинейная) структура.
Производственная структура предприятия определяется составом его производственных звеньев и формой их взаимосвязи при осуществлении производственных процессов.