Введение:
Роль человека в процессе экономического развития постоянно растет. Он остается мерой вещей, главной действующей силой и основным действующим лицом прогресса. Это в полной мере относится и к нашей стране. Россия уже продолжительный период переживает период социальных перемен. Подобные изменения затрагивают не только политические, экономические и социальные структуры общества, но и с неизбежностью воздействуют на сознание людей. Глубокие трансформации происходят в ценностной и мотивационной структурах, то есть в понимании людьми того, ради чего им стоит жить и действовать, на какие идеалы опираться. С переходом России на рыночную экономику стало очевидно, что законы рыночной экономики предполагают у людей совсем другие мотивы и ценности, чем экономика социалистического общества. Многочисленные исследования доказывают, что основной мотивацией является ныне мотивация достижения. Это говорит о том, что законы рынка предполагают четко определенный тип людей с определенными мотивами и своими ценностями.
Осуществляемые в России экономические реформы существенно изменили статус предприятия как основного звена народного хозяйства. Рынок ставит организацию в принципиально новые отношения с государственными организациями, с производственными и иными партнерами, работниками. Устанавливаются новые экономические и правовые регуляторы. В связи с этим совершенствуются отношения между руководителями организаций, между руководителями и подчиненными, между всеми работниками внутри организации. Меняется и отношение к персоналу организаций, так как социальная направленность экономических реформ поворачивает их лицом к человеку, коллективу предприятий. То, какой системой человеческих ресурсов обладает организация, в основном определяется ее политикой, философией управления, тенденцией к развитию людей «изнутри» или к найму их со стороны, акцентом на группу в противовес ориентации на отдельного индивида.
Революция в собственности, и сопровождавшие её преобразования в экономике привели к тому, что миллионы людей, ранее занятых планомерно организованным профессиональным трудом на государство, испытали свои силы и способности в предпринимательстве, в малом бизнесе, где слиты воедино труд, собственность и управление.
Создавшаяся в стране ситуация, изменения экономической и политической систем одновременно внесли как большие возможности, так и серьезные угрозы для каждой личности, устойчивости ее существования, вносят значительную степень неопределенности в жизнь практически каждого человека. Управление человеческими ресурсами в такой ситуации, повышение их качественных характеристик приобретает особую значимость, позволяет обобщить и реализовать целый спектр вопросов адаптации индивида к внешним условиям, учета личностного фактора в построении системы управления трудовым коллективом. При планировании и организации работы ее руководитель определяет, что конкретно должна выполнить данная организация, когда, как и кто, по его мнению, должен это сделать. Если выбор этих решений сделан эффективно, руководитель получает возможность координировать усилия многих людей и сообща реализовывать потенциальные возможности группы работников.
Глава 5:
В статье 36 п.2 отмечено «Владение, пользование и распоряжение землёй и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц».
Усилия государства по охране и восстановлению окружающей среды направляются не только в рамках Российской Федерации, но и выходят на международный уровень.
2005 г. ознаменовался важнейшим событием для России в области охраны окружающёй среды – подписанием Киотского соглашения. Это ещё раз подчёркивает важность вопроса охраны окружающей среды для России не только на своей территории, но и в международном масштабе.
Однако ещё задолго до этого все вопросы по охране окружающей среды были сформулированы в Федеральных законах, последний из которых, действующий в настоящее время № 7-Ф3 от 10.01.2002 г.
Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально – экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды.
В законе также определяется, что охрана окружающей среды – это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческий объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды.
Согласно закона, объектами окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются:
- земли, недра, почвы;
- поверхностные и подземные воды;
- леса и иная растительность, животные и иные организмы и их генетический фонд.
При рассмотрении вопроса по охране окружающей среды можно отметить, что «Энергосбыт» является своего рода бухгалтерской организацией в составе ОАО «Ульяновскэнерго». В этом случае показательнее будет рассмотрение природоохранной деятельности на примере генерирующих станций ТЭЦ - 1,ТЭЦ- 2, ТЭЦ – 3, входящих также в состав ОАО «Ульяновскэнерго». Вся эта деятельность строится на основе статей 34-40 эакона, касающихся объектов энергетики.
Заключение:
В представленном дипломном проекте рассмотрена тема «Мотивация работников, как залог эффективной деятельности организации».
Возникновение этой темы восходит к 30 годам прошлого века, когда общество впервые серьёзно столкнулось с вопросами стимуляции труда в связи с потрясшими многие страны экономическими кризисами. С этого момента до середины 60-х годов, когда были сформулированы постулаты основополагающих теорий, роль человека в процессе труда, его побуждение для достижения лучших результатов, становятся предметом изучения многих учёных.
В дипломном проекте представлены основные теоретические понятия мотивации и мотива, существующие на современном этапе развития теории мотивации. Всесторонне рассмотрены внутренние и внешние факторы, побуждающие человека к деятельности как психологические, так и физиологические. Детально рассмотрены подходы, пути, методы решения проблемы на примерах различных теорий. Выявлена специфика, присущая каждому автору и оценена актуальность их теоретических выкладок. Дана характеристика процессу мотивирования, представлены примеры действия прямой и обратной связи процесса в коллективе.
В дипломе рассмотрены основополагающие теории, наиболее полно и разносторонне охватывающие тему мотивации. Это теории МакГрегора, МакКлелланда и Маслоу. Если в теории МакКрегора рассматривается уровень сознания работников и их мотивация, т.е. наиболее простой подход к рассмотрению процесса мотивации, то уже в теории Маслоу на первое место выдвигается комплекс ярко выраженных потребностей человека, побуждающих его к действию. Теория Макклелланда дополняет обе теории принципом корпоративности в реализации потребностей человека, т.е. учитывает такие стороны мотивации, как потребность в успехе, власти, принадлежности, носящие коллективный характер.
Объектом исследования дипломного проекта стал отдел по работе с потребителями (ОРП) предприятия ОП Энергосбыт» ОАО «Ульяновскэнерго» и система мотивации, существующая на предприятии.
Во второй главе даны краткие характеристики целей и функций как отдела, так и предприятия в целом, рассмотрены функции экономической деятельности предприятия. Со всех сторон исследована существующая на предприятия система мотивации, отмечены её положительные и отрицательные стороны. При проведении исследования мотивации в отделе среди сотрудников было проведено анкетирование и на основании обобщённых данных, по определённой методике проведён анализ предпочтительных потребностей работников отдела. В анализе применена теория Маслоу, как наиболее всеобъемлющая при изучении этого вопроса. Результаты отражены в диаграммах.