Введение:
Местное самоуправление в Российской Федерации – признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.
В круг вопросов местного значения входят те, которые затрагивают проблемы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. Иными словами, круг дел, решение которых способствует установлению на территории данного муниципального образования условий для нормальной жизни людей. Проблемы, с которыми мы сталкиваемся каждый день: незапланированное отключение горячей и холодно воды, незакрытый люк перед подъездом дома, отсутствие детской площадки, трещина в стене дома, горы мусора на улице – все эти и многие другие каждодневные вопросы решаются на уровне местного самоуправления.
Структура власти в России включает в себя три ступени: федеральную, субъекта Российской Федерации и местную. Однако надо учитывать, что на уровне федерации и субъекта Российской Федерации осуществляется власть государственная, а на уровне муниципального образования – местная. Здесь есть принципиальное различие. Обязательными атрибутами муниципального образования являются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.
Конституцией Российской Федерации (ст. 3) установлено, что единственным источником власти является многонациональный народ России. Эту власть народ может осуществлять непосредственно, либо через органы государственной власти или органы местного самоуправления [1, С.28].
В последнее время в свете проводящейся в России реформы местного самоуправления, вопросы, связанные с формированием и деятельностью органов местного самоуправления актуальны не только для теории, но и для практики.
Целью настоящего дипломного проекта является рассмотрение ряда аспектов организации местного самоуправления в системе структур управления в Ульяновской области.
Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие вопросы:
- правовые основы организации местного самоуправления в Российской Федерации;
- основные направления деятельности органов местного самоуправления на примере муниципального образования "Город Ульяновск";
- организационно-экономические основы местного самоуправления;
- экологические основы деятельности органов местного самоуправления.
Представленный дипломный проект состоит из пяти глав.
В первой главе рассматриваются вопросы правового обеспечения организации и деятельности органов местного самоуправления, проводится краткая характеристика основных законодательных актов, регулирующих правоотношения в сфере местного самоуправления.
Глава 5:
Правовую основу деятельности муниципальных образований Ульяновской области составляют: Конституция Российской Федерации, Гражданский Кодекс Российской Федерации, законы Российской Федерации, законы Ульяновской области, уставы муниципальных образований, положения и решения муниципальных образований.
Наиболее значимы в экологическом аспекте такие федеральные законы как:
- Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе".
Настоящий федеральный закон регулирует отношения в области экологической экспертизы, направлен на реализацию конституционного права граждан России на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду [5];
- Федеральный закон от 10.07.2001 № 92-ФЗ "О специальных экологических программах реабилитации радиационно-загрязненных участков территории".
Этот федеральный закон устанавливает особенности государственного регулирования отношений в области разработки и реализации специальных экологических программ реабилитации радиационно-загрязненных участков территории [6];
- Лесной Кодекс Российской Федерации.
Кодекс устанавливает правовые основы рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, повышения их экологического и ресурсного потенциала. Регулирование лесных отношений осуществляется с учетом представлений о лесе как о совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение [7].
Заключение:
За 10 лет постсоветской истории в субъектах Российской Федерации сложились различные формы организации местного самоуправления. В некоторых регионах местное самоуправление осуществлялось только на уровне районов и крупных городов (так было, например, в Ульяновской области), в некоторых – на уровне отдельных поселений, в других – и на уровне районов и на уровне поселений. В целом ряде субъектов Российской Федерации органов местного самоуправления не было вообще, а их функции исполнялись территориальными подразделениями органов государственной власти.
Еще более запутанная ситуация была с исполнением полномочий. Местные бюджеты несли расходы по решению вопросов, отнесенных к ведению органов государственной власти, зачастую не получая от них необходимых финансовых средств. Население не понимало, какой уровень власти несет ответственность, например, в случаях отсутствия горячей воды или задержки выплаты зарплат бюджетникам.
Ситуация требовала более четкой правовой регламентации механизмов осуществления права граждан на местное самоуправление, повышения качества управления на муниципальном уровне, в том числе через более жесткое разграничение полномочий между государством и муниципалитетами.
С принятием Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 года № 131 в стране был дан старт муниципальной реформе.
Нормами данного закона вводится единообразная, двухуровневая система местного самоуправления в Российской Федерации. Теперь в каждом субъекте федерации должно быть организовано местное самоуправление, как на уровне поселений, так и на уровне муниципальных районов и городских округов. Для регионов, в которых поселенческое местное самоуправление отсутствовало, это приведет к "приближению" местной власти к населению. Кроме того, новое законодательство расширило перечень форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления (публичные слушания, правотворческая инициатива, местный референдум, муниципальные выборы и т.д.).