Введение:
Организационная культура - это междисциплинарное направление исследований, ко¬торое находится на стыке нескольких областей знания, таких как менеджмент, организаци¬онное поведение, социология, психология, культурология. Именно многодисципли¬нарность данной концепции, её уникальная интегративная сущность, с одной стороны, создают при её рассмотрении определённые сложности познавательного плана, а с другой - дают воз¬можность грамотно и эффективно управлять предприятием.
Вопрос организационной культуры является относительно новым и мало изученным в нашей стране и за рубежом. Даже в США исследованием этой проблемы начали заниматься лишь в 80-90-х годах, а в России и того позже. Поэтому пришло время серьезно заняться изучением деятельности организации с позиции организационной культуры.
Российский бизнес не изолирован от мирового, и условием его развития является усвоение этических норм и приемов использования. Поэтому в настоящее время наблюдается повышенный интерес к корпоративной культуре. Быстрый успех, который несколько лет назад был возможен только благодаря отсутствию конкуренции, отмыванию денег, получению льгот, обману вкладчиков, уклонению от налогов – это все достижения вчерашнего дня. В наши дни в условиях конкуренции, умножения числа участников бизнеса конкурентные преимущества и долгосрочные перспективы имеет организация с высокой культурой производства, труда и обслуживания
Культура фирмы - не синоним понятия “климат”. Культура сама предполагает климат, ценности, стиль, взаимоотношения в данной организации. В ее понятие входят: некие по¬стоянно повторяющиеся характеристики поведения людей, например: ритуалы, формы про¬явления почтительности, манера поведения, нормы производственных групп; философия, которая определяет политику организации по отношению к работникам или заказчикам; “правила игры”, которые надо соблюдать, чтобы преуспеть в организации.
Корпоративная (организационная) культура играет очень важную роль в жизни организации, поэтому со стороны руководства к ней должно существовать повышенное внимание. Менеджмент сильно зависит от организационной культуры, но также в свою очередь может оказывать внимание на ее формирование и развитие. Для этого менеджеры должны уметь анализировать организационную культуру и оказывать влияние на ее формирование и изменение в желательном направлении.
Глава 5:
Под юридической ответственностью понимается следование конкретным законам и нормам государственного регулирования, определяющим, что может, а что не может делать организация. ООО «Ключ-Торг» подчиняется этим нормативным аспектам и ведет себя юридически ответственным образцом. Деятельность фирмы осуществляется согласно законам государства.
Взаимоотношения с поставщиками осуществляются в соответствии с заключенным контрактом, все действия в этой области производятся согласно условиям договора. По отношению к своим работникам руководство фирмы выполняет все конкретные обязательства (заработная плата и премии выплачиваются в размере, оговоренном в договоре и т.п.).
Во взаимоотношениях с клиентами руководство и персонал фирмы соблюдают правила реализации товаров, нормативные акты, регулирующие деятельность («Закон о защите прав потребителей»). Выполняют и другие обязанности: предоставление достоверной информации о товаре; снабжение товарами и услугами; соблюдение условий и сроков поставок товаров и т.д. Руководство фирмы несет ответственность перед потребителями за реализацию безопасных товаров высокого качества.
Социальная ответственность – это отклик организации на социальные проблемы. ООО «Ключ – Торг» выступает спонсором различных городских мероприятий, спортивных состязаний, телевизионных передач.
Руководство компании в дар городу передало автомобиль скорой медицинской помощи, оснащенный кардиологическим оборудованием.
Социальная ответственность – обязательства организации приносит пользу обществу через использование прибылей от частного бизнеса. Руководители фирмы стараются придерживаться данного принципа.
Экологическое право – это отрасль российского права, предоставляющая собой систему норм права, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов, в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений. Данное определение экологического права базируется в основном на Федеральном законе РФ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002г.
Заключение:
В наши дни в условиях усиления конкуренции, увеличения числа участников бизнеса конкурентные преимущества и долгосрочные перспективы имеют организации с высокой организационной культурой.
Организационную культуру можно определить, как совокупность всех достижений человечества – технических, управленческих, эстетических, поведенческих и других, которые используются организацией.
Культура организации сегодня считается главным фактором конкурентоспособности. Корпоративная культура вырабатывается в процессе взаимодействия членов организации, а также под влиянием социального и делового окружения.
Для формирования корпоративной культуры существует эффективный инструмент – корпоративные правила.
Корпоративные правила являются документом, в котором точно определено то, что следует делать сотрудникам в организации в конкретной ситуации. При создании корпоративных правил важно, чтобы декларируемые вещи обязательно соответствовали действительности.
Для поддержания организационной культуры применяются различные методы: объекты и предметы внимания, оценки, контроля со стороны менеджеров; реакция руководства на критические ситуации; моделирование ролей, обучение и тренировка; критерии наград и статусов; критерии принятия на работу и т.д.
Культура организации находится под мощным воздействием национальной культуры, опирается на нее. Любая национальная культура уникальна, поэтому методы управления не могут, автоматически переносится из страны в страну.
Управление организационной культурой осуществляется с помощью таких мер, как контроль ее состояния со стороны менеджеров; пропаганда и обучение персонала; подбор кадров; широкое использование символики, обрядов, ритуалов.
При изучении корпоративной культуры ООО «Ключ-Торг» были исследованы: психологический климат в коллективе коммерческого отдела; стиль руководства и взаимоотношения генерального директора и подчиненных; отношение к клиенту.