Введение:
Бесспорно, все составляющие человеческой личности, основы будущих черт характера закладываются ещё в детстве. Ребёнок, как губка, впитывает всё, что видит и слышит. В его маленьком мире существует немного людей, и это, прежде всего мама и папа, ближайшие родственники, друзья семьи, его маленькие друзья. Люди из ближайшего окружения формируют в ребёнке вольно или невольно самые основные нравственные качества: любовь к людям, к своей малой и большой Родине, доброту отзывчивость, снисходительность к чужим недостаткам и слабостям, щедрость, скромность, способность к состраданию, к самопожертвованию и т.д.
Родители готовят базу, строят своеобразный фундамент для развития этих качеств, для вырастания их в более цельные, укоренившиеся, ставшие уже определёнными чертами характера взрослой личности.
Родители, таким образом, должны воспитать в своём чаде прежде всего Человека.
Каждый из нас в первую очередь должен быть человеком. Однако недостаточно им родиться, им надо стать в духовно-нравственном отношении. Для того, чтобы человек самосовершенствовался всю свою сознательную жизнь, чтобы он стремился к личностному росту и поднимал всё выше планку своих физических и нравственных возможностей очень важно, что получил он в родительской семье. Именно этот период жизни и показывает И. С. Шмелев в повести «Лето Господне».
И. С. Шмелев в своём произведении предлагает собственное представление о формировании личности, о воспитании в ней с детства нарушимых основ нравственности, которые несёт с собой русская традиция православия.
С этой точки зрения автор в своём произведении «Лето Господне» подводит читателя к выводу о том, какие черты и качества формируются у человека в детстве, если он воспитан согласно традициям православия.
Объектом нашего исследования является повесть И. С. Шмелева «Лето Господне».
Предметом – изображение процесса становления личности и его закономерностей в повести И. С. Шмелева «Лето Господне».
Целью дипломной работы является анализ изображения и раскрытия Шмелёвым закономерностей становления личности, воспитанной в традициях Православия последней трети ХΙХ века в повести «Лето Господне».
Глава 3:
В основном, через наставления и поучения Горкина, даже просто благодаря постоянному его присутствию рядом мальчик постигает истины жизни. На мальчика влияет весь цельный образ его мудрого наставника, весь его духовный облик, который проявляется в поведении, в поступках этого героя, в его словах, даже в его внешности (недаром, у наивного мальчика Горкин ассоциируется с херувимами, со святыми угодниками).
То, что излучается из Горкина, есть, по мнению И. А. Ильина «или молитвенное созерцание, или заботливая доброта, или духовное веселие» [9, 395]. Все это является основой всего его существа потому, что изначально, подобно Ване, он с детства впитывал все лучшее, чему учит православная вера, учился жить по Заповедям Божиим, строить жизнь согласно вере, прошел все те этапы эволюции, которые должна пройти личность, чтобы стать полноценной. Всю свою жизнь, страдая, трудясь, взращивая лучшие качества в себе, избавляясь от отрицательных, он верой прокладывал дорогу к единственной, высшей цели – жизни осле смерти, жизни на порядок или даже десяток порядков выше, чище, радостнее, светлее, «благолепнее» нынешней его жизни. И в этой своей «жажде праведности» [9,392], жажде быть хоть на малую долю ближе к Богу этот простой и милый человек, практически достиг святости на Земле, признан святым негласно всеми, с кем он живет, сосуществует, общается изо дня в день. Причем сам избегает этой мысли, хотя многие его называют святым человеком, в том числе и Ваня, на что Горкин ему отвечает: «Да никакой я не святой, дурачок» [1, 335]. А на вопрос Вани, уверенного в его святости: «Ты будешь преподобный, когда помрешь?»[1, 335] Горкин вскрикивает: «Да ты сдурел? – и крестится, и в лице у него испуг. – Меня, может и к раю-то не подпустят! О Господи.… Ах ты, глупый, чего сказал. У меня грехов!»[1 335].Это говорит о том, что о себе он придерживается смиренно-покаянного понимания.
Цельность личности Горкина несомненна. Везде и во всем он поступает согласно своим принципам, выработанным в течение всей своей жизни. Эти принципы не на все сто процентов являются у него сугубо субъективными, они тесно связаны, переплетены с наставлениями прабабушки Устиньи. Все, чего достиг в жизни Горкин, как взрасти себя – все это результат, продукт личной работы над собой с учетом традиций прошлого. Как когда-то была наставником для него прабабушка Устинья, так и теперь он сам – колодец мудрости, опыта жизни и труда для окружающих его людей. Он – важное звено в родовой цепочке Ваниной семьи. Михаил Панкратович своим существованием утверждает неразрывность этой цепи, мало того, он воспитал в этом духе Сергея Ивановича и трудится над основами личности Ванятки, который, в свою очередь, не допустит разрыва времен и традиций, сохранит и поддержит преемственность поколений. И так будет из века в век, лишь бы жили в вере Православной, соблюдали неукоснительно заповеди Божьи, блюли все родовые традиции, питали в себе национальные и духовные силы, трудились и жили во славу Божию.
Заключение:
Итак, в данной работе мы достигли поставленных задач: проследили, как изображен в повести процесс духовно-нравственного становления личности; выяснили, что опосредованно, а что непосредственно закладывается в основу личности героя; определили эволюцию развития личности персонажей первого ряда значимости и долю влияния этих героев на формирование личности и характера главного героя. Это наиболее общие задачи.
Частные задачи решались по ходу работы. В главе 2 «Процесс становления личности в повести И.С. Шмелева «Лето Господне» мы установили, как в основу нежной и отзывчивой детской души входят истины Православия. Процесс их проникновения в душу ребенка сопровождался ощущением чудесности происходящего. В герое возникает осознание радости бытия. Постижении истин неразрывно связывается в сознании ребенка с эмоциональным фактором. Всеми пятью чувствами герой вбирает в себя то новое, что возникло перед ним, что дается не как сухая схема жизни или банальный стереотип поведения, а как обычное, привычное, но с другого угла зрения, с другой грани. Через материальное, обыденное, через каждодневные действия – будь то приготовление к Пасхе или Рождеству или выпускание голубей на Благовещение, участие в засолке огурцов и мочении яблок в конце лета – главный герой постигает другой уровень, духовный, религиозный. Ведь любое действие освящается молитвой, совершается не спеша и почти торжественно. Поэтому и ощущение присутствия во всем и на всем Божественного незаметно нисходит в душу мальчика. Тем более эт о подкрепляется в нем еще и другими героями, самыми значительными людьми в жизни мальчика – отцом, Сергеем Ивановичем, духовным наставником, воспитателем Михаилом Панкратовичем Горкиным и рядом других, уже второстепенных персонажей.