Введение:
Неблагоприятные экологические, социально – экономические условия в стране привели к значительному увеличению детей с проблемами в развитии. Не случайно по всей стране продолжают открываться специальные классы и школы для разных групп детей, имеющих те или иные отклонения не только в интеллектуальном (умственная отсталость и ЗПР), сенсорном (нарушения слуха и зрения), речевом (тяжёлые нарушения речи) развитии, но и классы компенсирующего обучения (для детей дезадаптированных, не усваивающих программу массовой школы).
В настоящее время в образовательных учреждениях России происходит становление педагогической системы коррекционно-развивающего обучения детей, испытывающих трудности в освоении учебных программ, в адаптации к школе и социальному окружению.
По данным МО РФ (2004 г.), среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезаптации. Из них около 35% составляют те, у кого еще в младших группах детского сада были обнаружены очевидные расстройства нервно-психической сферы.
Число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, за последние 20 лет возросло в 2-2,5 раза, достигнув 30% и более. По данным медицинской статистики, ухудшение состояния здоровья учащихся за 10 лет обучения (в 2004 г. здоровыми были признаны лишь 15% детей школьного возраста) становится одной из причин трудностей их адаптации к школьным нагрузкам. Напряженный режим школьной жизни приводит к резкому ухудшению соматического и психоневрологического здоровья ослабленного ребенка.
В период кризисных обострений в развитии общества наблюдается возрастание эмоциональной напряженности не только взрослых, но и детей, подростков. Следствием этого являются разнообразные неврозы, эмоциональные отклонения.
Глава 2:
После того, как мы провели ряд занятий (т.е. формирующий эксперимент), был проведен контрольный эксперимент с применением тех же диагностических методик, которые были в констатирующем эксперименте.
Диагностика «Раскрась свои чувства». Цель данной диагностики заключалась в том, чтобы выявить чувства, которые испытывает ребенок и места их локализации в теле.
После ее проведения мы получили следующие результаты: количество цветов, выражающих отрицательные эмоции у детей в экспериментальной стало меньше, по сравнению с результатами констатирующего эксперимента, (15 цветовых элементов до и 24 после. Уменьшилось количество цветовых символов отрицательных эмоций с 22 до 16. В контрольной группе мы получили незначительное увеличение символов положительных эмоций с 16 до 18 и увеличении цветовых символов – отрицательных эмоций с 8 до 10.
Диагностика «Гномы» показала что, в экспериментальной группе произошли существенные изменения в положительную сторону, так существенно снизилось количество сердитых детей (с 40% до 10%) и увеличилось количество довольных детей (с 30% до 45%), в то время как в контрольной изменения носят незначительный характер (в пределах 5%), а количество грустных детей даже немного возросло.
Методика: «Цвето-рисуночный тест»: по результатам повторного тестирования, в экспериментальной группе увеличилось количество детей на 2 человека, у которых преобладают положительные эмоции, и снизилось на 2 человека количество детей с отрицательными эмоциями. В контрольной группе изменений нет.
Контрольный эксперимент показал нам, что эмоциональное состояние детей экспериментальной группы стабильно улучшилось. Положительных эмоций стало больше, чем отрицательных.
По занятиям по программе, мы видим, что если диагностика исходного настроения дошкольников свидетельствовала о том, что положительное и отрицательное настроение у детей к началу занятия распределялись примерно поровну, то результаты повторной диагностики каждый раз показывают общее превалирование положительных эмоций. Лишь один ученик (из 12 человек, присутствовавших на четвертом занятии) сохранил негативное эмоциональное состояние либо проявлял безразличие, и тем самым оказался невосприимчивым к усилиям педагога.
По результатам теста на тревожность существенных изменений у детей обеих групп не выявлено. Изменения составляют 5-10%. Но, необходимо отметить, что в контрольной группе наблюдается отрицательная динамика: рост количества детей с низким уровнем тревожности на 10%, на 1 человека. В то же время в экспериментальной группе, на 20% увеличилось количество детей с низким уровнем тревожности.
Заключение:
Задержка психического развития - это понятие, которое говорит не о стойком и, по существу, необратимом психическом недоразвитии, а о замедлении его темпа, которое чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой пересыщаемости в интеллектуальной деятельности. В отличие от детей, страдающих олигофренией, эти дети достаточно сообразительны в пределах имеющихся знаний, значительно более продуктивны в использовании помощи. При этом в одних случаях на первый план будет выступать задержка развития эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), а нарушения в интеллектуальной сфере будут выражены не резко. В других случаях, наоборот, будет преобладать замедление развития интеллектуальной сферы.
Незрелость эмоциональной сферы и недоразвитие познавательной деятельности будут иметь и свои качественные особенности, обусловленные типом данной аномалии развития.
Развитие эмоциональной сферы детей с ЗПР в значительной мере определяется внешними условиями: воспитание в семье, в группе и правильная организация всей жизни.
Эмоциональную сферу детей с психическим недоразвитием важно рассматривать в плане возможностей выработки у них таких личностных черт, которые способствуют социальной адаптации.
У детей с психическим недоразвитием относительно сохранна эмоциональная сфера по отношению к развитию интеллекта, поэтому не наблюдается существенных различий в способах реагирования во фрустрирующих ситуациях.