Введение:
Планирование как одна из функций управле¬ния служит основой для принятия управленческих решений. Оно предусматривает разработку целей и задач управления производством и определение пу¬тей реализации планов для достижения поставлен¬ных целей. Вместе с тем, понятие «планирование» многогранно и включает в себя сеть связанных меж¬ду собой планов, в связи с чем имеет смысл рас¬смотреть вопрос о финансовом планировании и пyтях совершенствования его организации на отече¬ственных предприятиях.
В последние годы в работах многих отечествен¬ных авторов процесс финансового планирования связывается исключительно с формированием бюд¬жетов. Объяснени¬ем такого подхода служит тот факт, что государ¬ство в лице Министерства экономики издало в 1998 г. Типовую программу реформирования пред¬приятий, в которой излагались методические реко¬мендации по реформированию различных аспектов деятельности отечественных предприятий и ко¬торой придерживаются многие авторы. Согласно этой программе, система финансового планирова¬ния состоит из следующих подсистем: а) бюджет¬ного планирования деятельности структурных под¬разделений предприятия и б) сводного бюджетно¬го планирования деятельности предприятия. При этом взаимосвязь финансового планирования с дру¬гими видами планирования на предприятии не рас¬сматривается.
Мировой опыт последних десятилетий показывает, что разрабатываемые стандарты комплексного планирования и управления предприятием становятся все более ориентированными на процессы. Основным понятием процессной ме¬тодики является бизнес-процесс, т.е. целенаправленная последовательность опе¬раций и событий (например, процесс формирования комплексного финансового плана). Конечной целью такого подхода является синхронизация деятельности предприятия с потребностями потребителя, что обеспечивает повышение уровня конкурентоспособности предприятия.
Работа по совершенствованию организации финансового планирования и контроля на предприятии начинается с выявления существую¬щих проблем, которые выступают в качестве факторов, ограничивающих достижение поставленных целей предприятия.
Цель дипломной работы - разработка механизма совершенствования организации фи¬нансового планирования на предприятии.
Предметом исследования выступает Открытое акционерное общество «НГДУ Пензанефть». Основной вид деятельности предприятия – производство и реализация нефти и газа.
Задачами дипломной работы являются:
- изучить экономическую сущность и виды финансовой политики;
- рассмотреть методики разработки финансовой политики;
- дать характеристику финансово-хозяйственной деятельности предприятия ;
- сделать анализ финансового состояния предприятия и состояния финансовой политики;
- подготовить рекомендации по совершенствованию финансового планирования.
Теоретическую основу дипломной работы составили нормативные документы, научные труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов, материалы периодической печати и информационные ресурсы глобальной сети Интернет.
Практическую основу составили Устав предприятия, данные внутренней отчетности, бухгалтерской финансовой отчетности за 2003-2005 года.
Глава 3:
Руководитель должен комплексно решать проблему выживания предприятия, используя все возможные резервы - как внешние, так и внутренние. Предполагаем, что использование всех приемлемых резервов для снижения себестоимости было бы весьма полезным мероприятием, направленным на компенсацию потерь в прибыли от снижения цен. Сокращение издержек необходимо для того, чтобы выстоять в условиях конкуренции на рынке и гарантировать фирме финансовый успех. Руководству ОАО «НГДУ Пензанефть» хотелось бы рекомендовать предпринять все обоснованные действия по снижению не только переменных, но и условно-постоянных затрат.
Переменные затраты возрастают, либо убывают пропорционально объему производства. Они включают в себя: расходы на закупку сырья и материалов; потребление энергии для технологических целей; транспортные издержки и другие расходы. Сокращение переменных издержек возможны за счет приобретения материальных запасов и конструкций по более низким ценам, снижения транспортных расходов и т. д.
Постоянные затраты не следуют за динамикой объёма производства. К таким затратам относятся амортизационные отчисления, оклады управленческих работников, административные расходы и т. п. Снизить данные издержки возможно за счет пересмотра политики начисления амортизации, связанной с увеличением срока службы основных средств. Реализация данного мероприятия вполне реальна, т. к. имея удовлетворительную ремонтную базу в состоянии обеспечить более длительную эксплуатацию оборудования.
Также можно временно снизить отчисления на страхование имущества предприятия, расходы по содержанию зданий и сооружений и т. п.
В отличие от переменных большую часть постоянных затрат при сужении деятельности предприятия и снижении выручки от реализации уменьшить нелегко. Каким же образом возможно, не меняя структуру издержек, и снижая цены на услуги не только стабилизировать финансовое положение, но и улучшить финансовый результат.
Показателем рыночной стабильности фирмы является её способность успешно развиваться в условиях трансформации внешней и внутренней среды. Для этого необходимо располагать гибкой структурой финансовых ресурсов и при возникновении потребности иметь возможность привлекать заемные денежные средства, т. е. быть кредитоспособным. Кредитоспособность свидетельствует о потенциале предприятия в своевременном возврате кредитов с процентами при сохранении благоприятной для предприятия динамикой прибыли. Необходимость привлечения внешних источников финансирования не всегда связана с недостаточностью внутренних источников финансирования. Данными источниками, как известно, являются нераспределенная прибыль и амортизационные отчисления. Рассматриваемые источники самофинансирования стабильны, но ограничены стоимостью и сроком использования оборудования, скоростью оборота денежных средств, темпам реализации продукции, величиной текущих расходов. Поэтому свободных денег часто (если не всегда) не хватает, и дополнительное их вливание, направленное на увеличение оборачиваемости активов будет крайне полезным.
Использование краткосрочных кредитов и займов, направленных на покрытие текущих потребностей производства, представляется весьма эффективным мероприятием.
Заключение:
Мировой опыт последних десятилетий показывает, что разрабатываемые стандарты комплексного планирования и управления предприятием становятся все более ориентированными на процессы. Основным понятием процессной ме¬тодики является бизнес-процесс, т.е. целенаправленная последовательность опе¬раций и событий (например, процесс формирования комплексного финансового плана). Конечной целью такого подхода является синхронизация деятельности предприятия с потребностями потребителя, что обеспечивает повышение уровня конкурентоспособности предприятия.
Работа по совершенствованию организации финансового планирования и контроля на предприятии начинается с выявления существую¬щих проблем, которые выступают в качестве факторов, ограничивающих достижение поставленных целей предприятия.
Систему финансового планирования и контроля необходимо рассматривать как составной элемент всей системы планирования на предприятии, ис¬пользуя единый подход к выбору методов и инструментов для всех видов составляемых на предприятии планов.
Предприятие, в зависимости от наличия у него тех или иных проблем в области финансового планирования, должно делать акцент на определен¬ные функции финансового планирования, уделяя их реализации наиболь¬шее количество сил и средств.
Совершенствуя организацию финансового контроля на предприятии, не¬обходимо также выявить проблемы предприятия в этой области и затем обозначить те элементы системы, которые подлежат оптимизации. Переход предприятия к построению своей деятельности на основе про¬цессного подхода позволяет устранить недостатки, характерные для тради¬ционной схемы организации.
Подводя итог, можно сформулировать следующие выводы:
- работу по совершенствованию организации финансового планирования и контроля на предприятии необходимо начинать с выявления существую¬щих проблем, которые выступают в качестве факторов, ограничивающих достижение поставленных целей предприятия;
- систему финансового планирования и контроля необходимо рассматривать как составной элемент всей системы планирования на предприятии, ис¬пользуя единый подход к выбору методов и инструментов для всех видов составляемых на предприятии планов;
- предприятие, в зависимости от наличия у него тех или иных проблем в области финансового планирования, должно делать акцент на определен¬ные функции финансового планирования, уделяя их реализации наиболь¬шее количество сил и средств;
- совершенствуя организацию финансового контроля на предприятии, не¬обходимо также выявить проблемы предприятия в этой области и затем обозначить те элементы системы, которые подлежат оптимизации;
- переход предприятия к построению своей деятельности на основе про¬цессного подхода позволяет устранить недостатки, характерные для тради¬ционной схемы организации.