Введение:
Неоспоримым фактом является то, что Интернет сегодня – это самый колоссальный источник информации, который знало человечество. Но его возможности, такие, как оперативность, быстрота и доступность связи между пользователями на дальних и близких расстояниях, позволяют использовать Интернет не только как инструмент для познания, но и как инструмент для общения. Неудивительно, что процесс взаимодействия человека и Интернет практически сразу же привлек к себе внимание специалистов самых разных областей, в том числе и психологов. Телекоммуникации с помощью компьютерных сетей - принципиально новый пласт социальной реальности. Психологические исследования в этой области ведутся сравнительно недавно, преимущественно в рамках зарубежной психологии. Поэтому крайне актуальна на сегодняшний день продолжение подобных исследований применительно к различным областям наук, в особенности, имеющих прикладной характер, таких как специальная педагогика.
В данной работе речь пойдёт об одной из форм речевой патологии – о заикании. Заикание непосредственно изучается в рамках логопедии, но имеет очень сложный симптомокомплекс, в основе которого лежит социально-психологический фактор. Именно поэтому актуальными во все времена являются вопросы изучения психологии заикающихся, особенно с точки зрения специфики их коммуникации и личностных свойств, взаимовлияющих на тяжесть дефекта с одной стороны, и на их социальную адаптацию с другой стороны.
Перспективно исследование личностных особенностей заикающихся с применением экспериментально-психологических методик.
Глава 3:
По таблице видно, что результаты методики выявления акцентуаций личности оцениваются по трём критериям:
Наличие акцентуации, наличие тенденции к акцентуации и наличие признаков акцентуации.
Все типы акцентуации личности можно разделить на две категории: акцентуации характера и акцентуации темперамента.
По таблице видно, что по наличию акцентуаций характера получены следующие результаты:
• из четырёх типов акцентуации характера (демонстративного, застревающего, педантичного и возбудимого) наличие явной акцентуации было выявлено только по возбудимому типу у 3-х человек.
• по всем остальным типам акцентуаций характера было выявлено либо наличие тенденции, либо наличие признаков акцентуации.
По наличию тенденций к акцентуации характера получены следующие результаты:
• наличие тенденции к демонстративному типу акцентуации характера было выявлено у 4-х испытуемых;
• наличие тенденции к застревающему типу акцентуации характера было выявлено у 3-х испытуемых;
• наличие тенденции к педантичному типу акцентуации характера было выявлено у 2-х испытуемых;
• наличие тенденции к возбудимому типу акцентуации характера было выявлено у 2-х испытуемых.
По наличию признаков акцентуаций характера получены следующие результаты:
• наличие признаков демонстративного типа акцентуации характера было выявлено у 2-х человек;
• наличие признаков застревающего типа акцентуации характера было выявлено у 3-х человек;
• наличие признаков педантичного типа акцентуации характера было выявлено у 2-х человек;
• наличие признаков возбудимого типа акцентуации характера было выявлено у 3-х человек.
По этой же таблице видно, что из шести типов акцентуации темперамента (гипертимического, дистимического, тревожного,
Заключение:
По результатам проведённого нами исследования возможностей использования сети Интернет для психодиагностики взрослых заикающихся можно сделать следующие выводы:
1. При анализе специальной литературы по психологии взрослых заикающихся было установлено что:
1) существуют четыре основных направления приложения психологических знаний относительно проблемы заикания:
• для раскрытия генезиса заикания,
• для понимания поведения заикающихся в процессе коммуникации,
• психолингвистические исследования,
• работы по изучению реакции личности на дефект и её патологических изменений, связанных с дефектом.
2) психологический фактор отмечается многими исследователями как основополагающий для изучения заикания у взрослых.
3) многими авторами апробируется ряд психодиагностических методик с указанием тех данных, которые нами используются в дальнейшем для сравнительного анализа с психодиагностическими данными, собранными с помощью сети Интернет.
4) были установлены некоторые данные по апробации методик самооценки состояния, оценки уровня общих притязаний, оценки уровня речевых притязаний, оценки уровня речевой тревоги в работах В. Калягина, В.А. Куршева, А.Б. Хавина и других авторов.
5) психологические исследования в этой области ведутся сравнительно недавно, преимущественно в рамках зарубежной психологии. Из исследований, проведенных в России, можно привести только работу А. Е. Войскунского "Общение, опосредованное компьютером", которая не относится к исследованию взрослых заикающихся.