Введение:
Использование товарно-денежных отношений предполагает осуществление контроля за правильным определением затрат живого и овеществленного труда и за мерой потребления. Без правильной организации учета и контроля за производ-ством распределением продукции, за сохранностью собственности, нельзя обеспе-чить эффективное ведение хозяйства, повышения производительности труда, сложную работу всех отраслей народного хозяйства. В современной системе фи-нансового контроля нашли воплощение принципы: единство содержания и поста-новка задачи, регулярность осуществления контроля как внутреннего, так и внеш-него с целью предупреждения и своевременного устранения недостатков. Измене-ние отношений собственности, появление новых типов предприятий с принципи-ально новыми организационными структурами управления предусматривают по-степенное развитие контроля как неотъемлемой части рыночной инфраструктуры. Повышение эффективности внешнего контроля за деятельностью предприятий от-нюдь не исключает четкой организации системы внутреннего финансового кон-троля.
Проблема состоит в оптимальном регулировании степени вмешательства го-сударства при реализации им контрольной функции в дела определенного субъек-та и организации контроля самим субъектом.
Решение данной проблемы невозможно без создания системы независимого финансового контроля — аудита. Наряду с обязательными аудиторскими провер-ками могут быть инициативные и целевые проверки (при подготовке и регист-рации проспекта эмиссии, получении банковского кредита или кредита из целевых фондов и т.п.). При этом следует иметь в виду, что аудит - это дорогостоящее ме-роприятие, финансирование которого часто приходится осуществлять из чистой прибыли. Поэтому многие малорентабельные и убыточные предприятия не могут позволить себе проведение инициативных аудиторских проверок. С этим особенно часто приходится сталкиваться, когда российские предприятия готовят заявки в международные фонды или банки (Европейский банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд и т.д.), к которым необходимо приложить ауди-торские заключения международных аудиторских фирм, услуги которых особенно дороги. Часто для подготовки такого заключения приходится брать специальный кредит.
Глава 3:
Рассмотрим для начала структуру затрат предприятия. Основными затратами предприятия являются:
-затраты на сырьё;
-затраты на заработную плату;
-производственные затраты.
Можно все эти затраты отнести просто к производственным, но они разделе-ны не случайно, т.к. имеют разную степень контроля и индивидуальный подход к его осуществлению.
Большую часть затрат составляют затраты на сырьё (73%). Эта сторона за-трат планируется и контролируется методом экспертных оценок «лицом к лицу» раз в месяц высшим руководством – директором и зам. директора по маркетингу. Контроль в данном случае подразумевает регулирование ценовых отношений с по-ставщиками и разумное расходование сырья, а также регулирование «попутных затрат» (затраты на доставку, загрузку, выгрузку сырья).
Вторая по величине сторона затрат предприятия - производственные затраты (15%). Поскольку в основе своей это затраты на оплату электроэнергии, контроль за данными затратами подразумевает экономию (по мере возможностей) и свое-временное выделение финансовых средств на покрытие этих затрат. Контроль осуществляет непосредственно директор ООО «Интерсервис», он же и ответстве-нен за договорённости с поставщиками электроэнергии, потому что прекращение поставок электроэнергии приведёт к полной остановке производства.
Затраты на заработную плату составляют 12% от общих затрат по предпри-ятию. Документально они контролируются главным бухгалтером – составление календарей рабочего времени, оформление работников, ведение отчетности свя-занной с выплатой зарплаты. Функционально данные затраты регулируются выс-шим руководством:
- директор предприятия планирует уровень зарплаты в производственной сфере, а контролирует, в общем, по предприятию;
- зам. директора по маркетингу планирует и контролирует в сфере сбыта.
Т.е. два этих человека контролируют, рассчитывают уровень заработной пла-ты и ведут каждый в своей сфере кадровую политику, с применением разных по-рой подходов к её успешному осуществлению.
Вернёмся к блок-схеме 2. Из неё следует, что основными видами производ-ства и дохода являются:
- переработка сел./хоз. продукции (мельничный комплекс);
- производство хлебобулочных изделий (пекарня);
- посредническая деятельность.
Заключение:
Рассмотрев все теоретические вопросы, связанные с финансовым контролем и проявление его на практике, можно сделать некоторые выводы.
Организация государственного финансового контроля в настоящее время в России имеет множество недостатков. Здесь можно отметить, что финансовый контроль нуждается в усовершенствовании и усилении своей роли во всей сово-купности экономических отношений. Важным является и обновление функций внутреннего контроля. Его организация возложена на руководителя предприятия.
В осуществлении внутреннего финансового контроля важнейшее место за-нимают работники бухгалтерии, кроме главных бухгалтеров. Но главный бухгал-тер, также как руководители объединений, предприятий, организаций, несет ответ-ственность за нарушение правил и положений, которые регламентируют финансо-во-хозяйственную деятельность. Функцию контроля главный бухгалтер выполняет отдельно и через аппарат бухгалтерии. На больших же предприятиях есть специа-листы, на которых возложены обязанности контролеров (экономисты-ревизоры, бухгалтеры-инвентаризаторы, и другие).
Обновление внутреннего контроля, по моему мнению, усилит контрольную функцию самого предприятия, причем его результаты могут быть базой для прове-дения как государственного, так и аудиторского контроля, которые являются внешними для предприятия.
Что касается аудита, то одним из направлений усовершенствования аудитор-ского контроля в России является ускорение разработки качественной целостности системы национальных стандартов аудита.
Все это свидетельствует о необходимости коренной реорганизации системы хозяйственного контроля в России. Основными ее направлениями являются:
- Разграничение объектов контроля и контролирующих вопросов согласно с существующими формами собственности (государственная и разные виды кол-лективной и частной собственности) на контроль за исполнением государственно-го бюджета, контроль за использованием средств государственного бюджета, под-тверждением достоверности финансовой информации предприятия негосударст-венного сектора экономики, контроль за формированием себестоимости и финан-совыми результатами предприятия;
- Разграничение объектов контроля на государственный, аудиторский и внут-ренний.