Введение:
День¬ги иг¬ра¬ют ис¬клю¬чи¬тель¬но важ¬ную роль в ры¬ноч¬ной эко¬но¬ми¬ке. Ры¬нок не¬воз¬мо¬жен без де¬нег, де¬неж¬но¬го об¬ра¬ще¬ния. Де¬неж¬ное об¬ра¬ще¬ние - это дви¬же¬ние де¬нег, опосредующее обо¬рот то¬ва¬ров и ус¬луг. Оно об¬слу¬жи¬ва¬ет реа¬ли¬за¬цию то¬ва¬ров, а так¬же дви¬же¬ние фи¬нан¬со¬во¬го рын¬ка.
Сменяя форму стоимости (товар на деньги, деньги на товар), деньги на-ходятся в постоянном движении между тремя субъектами: физическими лица-ми, хозяйствующими субъектами и органами государственной власти. Движе-ние денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной фор-мах представляет собой денежный оборот.
Началу движения денег предшествует их концентрация у субъектов. Они сосредотачиваются в кошельках населения, в кассах юридических лиц, на сче-тах в кредитных учреждениях, в казне государства. Чтобы зародилось движе-ние денег, необходимо возникновение потребности в деньгах у одной из двух сторон. Спрос на деньги возникает при осуществлении сделок, деньги нужны для обращения, платежей за товары и услуги. Их объем определяется номи-нальным валовым внутренним продуктом. Чем больше общая денежная стои-мость товаров и услуг, тем больше требуется денег для заключения сделок.
День¬ги вы¬сту¬па¬ют как сред¬ст¬во об¬ра¬ще¬ния об¬слу¬жи¬ва¬ния то¬ва¬ро¬обо¬ро¬та. Во-пер¬вых, и пре¬ж¬де все¬го, день¬ги яв¬ля¬ют¬ся се¬го¬дня сред¬ст¬вом об¬ра¬ще¬ния, день¬ги мож¬но ис¬поль¬зо¬вать при по¬куп¬ке и про¬да¬же то¬ва¬ров и ус¬луг. Как сред¬ст¬во об¬ме¬на день¬ги по¬зво¬ля¬ют об¬ще¬ст¬ву из¬бе¬жать не¬удобств бар¬тер¬но¬го об¬ме¬на. И, пред¬став¬ляя удоб¬ный спо¬соб об¬ме¬на то¬ва¬ра¬ми, день¬ги по¬зво¬ля¬ют об¬ще¬ст¬ву вос¬поль¬зо¬вать¬ся пло¬да¬ми гео¬гра¬фи¬че¬ской спе¬циа¬ли¬за¬ции и раз¬де¬ле¬ния тру¬да ме¬ж¬ду людь¬ми.
Денежное обращение может быть наличным и безналичным (платежные требования, поручения, инкассовые поручения чеки и др.).
Все вышесказанное обосновывает актуальность вопроса о денежном об-ращении в обществе. Для того, чтобы подробнее рассмотреть вопросы денеж-ного обращения, в данной работе были сформулированы следующие цели и за-дачи:
1) изучение содержания платежного оборота;
2) изучение порядка хранения денежных средств в организациях;
3) изучение перспектив развития расчетов.
Для того, чтобы решить поставленные цели и задачи, необходимо изу-чить законы, постановления и другие нормативные акты, например: Граждан-ский кодекс, Положение по безналичным расчетам, Закон «О банках и банков-ской деятельности». В своей работе предприятия и организации руководству-ются главным образом Конституцией РФ. Это самый значимый закон в стране. Не менее значимыми являются Налоговый и Гражданский кодексы. Также Пре-зидент издает Указы, на которые предприятия ссылаются в своей работе. У каждой организации есть своя учетная политика, в которой подробнее описы-ваются правила и условия работы в ней.
Глава 3:
Мероприятия по совершенствованию платежной системы Банка России будут направлены на обеспечение эффективного и надежного обслуживания всех ее участников, а также на дальнейшее содействие реализации мероприятий денежно - кредитной политики, что предполагает как расширение и укрепление нормативной и методологической базы в области платежной системы, так и проведение практических работ по ее совершенствованию /5/.
Работа по совершенствованию нормативной базы в 2003 году будет на-целена на расширение сферы применения электронных платежных документов, используемых при осуществлении безналичных расчетов, унификацию правил электронного документооборота, стандартизацию форматов электронных со-общений, совместимых с соответствующими форматами, применяемыми в ме-ждународной практике. Это будет способствовать совершенствованию техно-логий и повышению скорости обработки информации, а также автоматизации учетно - операционных работ, выполняемых при осуществлении платежей, что позволит снизить уровень операционных рисков /7/.
В соответствии с международной практикой получит дальнейшее разви-тие методологическая база в части наблюдения за платежными системами в Российской Федерации с целью обеспечения их стабильного функционирова-ния.
Наблюдение Банка России за собственной платежной системой будет строиться на основе определения комплекса базовых показателей, используе-мых для анализа ее состояния и принятия мер по повышению эффективности ее функционирования.
Проводимая работа увеличит информационную открытость и прозрач-ность платежной системы для пользователей и общественности за счет публи-кации показателей ее работы как в системе Банка России, так и в российской и международной печати.
Практические мероприятия по совершенствованию платежной системы Банка России будут касаться повышения ее технических возможностей, увели-чения количества клиентов, в том числе органов федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации, участвующих в обмене элек-тронными платежными документами с учреждениями Банка России и в прове-дении электронных платежей /12/.
Решение данных задач приведет к дальнейшему сокращению времени совершения расчетных операций, что будет способствовать повышению эффек-тивности использования средств кредитных организаций и других хозяйст-вующих субъектов для расчетов, своевременности формирования доходов бюджетов всех уровней и финансирования за счет этих средств.
В соответствии с задачей совершенствования платежной системы Рос-сии, определенной "Стратегией развития банковского сектора Российской Фе-дерации", принятой Правительством Российской Федерации и Банком России в 2001 году, Банком России в 2003 году будет продолжена отработка механизмов построения и функционирования системы валовых расчетов в режиме реально-го времени, введение которой призвано обеспечить быстрое и полноценное распространение положительных тенденций денежно - кредитной политики Банка России /8/.
В целях осуществления первоочередных мер по совершенствованию
системы платежей и расчетов между предприятиями за поставляемую
продукцию и оказываемые услуги Правительство Российской Федерации
постановлением от 9 сентября 1994 г. N 1024 "О совместных
действиях базовых отраслей по стабилизации цен и тарифов,
улучшению расчетов между предприятиями за поставляемую продукцию и
оказываемые услуги" /9/.
В ОП «Энергосбыт» практикуется выставление платежных требований потребителям, имеющим расчетные счета. Требования выставляются на осно-вании «Решения Комитета по регулированию цен № 5» от 16.12.2003 года. На предприятии используется специализированная программа под названием «АРМ» – автоматизированное рабочее место. При помощи этой программы можно отследить оплату за месяц по каждому абоненту и выставить платежное требование. Это дает возможность взыскать с потребителя неоплаченную сум-му за месяц . Потребители же, в свою очередь могут не отслеживать свою опла-ту , внося только авансовую сумму по условиям договора . Сумма , на основа-нии требования снимается автоматически , в порядке предусмотренной очеред-ности. Тем самым этот процесс позволяет увеличить сбор денежных средств с клиентов и улучшить систему взаимных платежей между организациями.
У каждого абонента имеется договор энергоснабжения, на основании которого потребитель обязан вносить авансовую сумму за текущий месяц. При невыполнении условий договора ОП «Энергосбыт» имеет право ограничить подачу электроэнергии, а при дальнейшей неоплате отключить совсем. Такие меры направлены на получение денежных средств с клиентов, на уменьшение задолженности самих клиентов перед ОП «Энергосбыт».
Заключение:
В данной дипломной работе рассмотрены вопросы по организации и хранению денежных средств в организациях и конкретно в ОП «Энергосбыт». Сущность денег проявляется в их функциях, а не в их движении, денежный оборот имеет свою собственную сущность.
Изучен порядок хранения денежных средств в организациях. Порядок хранения денежных средств в кассе предприятия и на расчетном счете. Приве-дены примеры заполнения кассовой заявки. Рассмотрен порядок организации и хранения безналичных денежных средств. Рассмотрены платежные поручения, платежные требования, инкассовые поручения, чеки и другие виды безналич-ных расчетов.
В главе третьей приведен пример анализа платежеспособности предпри-ятия на примере ОП «Энергосбыт».Коэффициенты платежеспособности собра-ны в таблице на основании которой можно проанализировать изменение этих коэффициентов.
Далее дается оценка платежеспособности предприятий на основании по-токов денежных средств.
Основной вывод, который можно сделать, связан с тем, что с переход-ным характером экономики России в платежной системе проводятся коренные преобразования. Они сопровождаются сложными коллизиями и противоречия-ми.
Решение различных правовых, технических, экономических и организа-ционных проблем в процессе формирования Банком России и всем банковским сообществом системы расчетов, отвечающей мировому уровню, позволит уско-рить платежи, минимизировать риски при их проведении и в конечном счете повысить ликвидность, рентабельность банков, а также эффективность денеж-но-кредитной политики.
Во всех странах мира государственный долг и дефицит бюджета явля-ются ключевыми вопросами дискуссий об экономической политике правитель-ства. В странах с так называемыми развивающимися финансовыми рынками долги всегда порождали серьезные финансовые кризисы. Мексиканский кри-зис, а вслед за ним и «обвал» валют на азиатских рынках привели к тому, что участники рынков капиталов начали тщательно отслеживать сроки погашения долгов. После спекулятивных атак на рубль, последовавших летом 1998 г., рос-сийское правительство стало понимать, что в мире, где существует высокая мо-бильность капиталов, их рынок окажет на Россию сильное воздействие.
Замена «плавающего» обменного курса скользящим валютным «коридо-ром», произошедшая в середине 1995 г., обусловила зависимость процентных ставок от настроений, преобладавших в кругу международных инвесторов. Ес-ли российское правительство ставило перед собой задачу удержания обменного курса в рамках «коридора», то в период, когда инвесторы были склонны избе-гать риска работы на развивающихся финансовых рынках, приходилось ми-риться с повышением процентных ставок до того уровня, который диктовал рынок. В то время непомерно высокие процентные ставки настолько увеличи-вали бремя обслуживания долга, особенно краткосрочных рублевых обяза-тельств, что рынок воспринимал его как непосильное. Столь высокие процент-ные ставки отражали противоречия между бюджетно-налоговой ситуацией и режимом обменного курса, ставшей основной причиной неудачи плана финан-совой стабилизации. В конечном счете политику обменного курса следовало привести в соответствие с фискальной политикой.