Введение:
В результате поступления на рынок огромной массы фальсифицированной продукции, неучтенной, некачественной продукции сформировался мощный сектор теневой экономики, оказывающей активное противодействие усилиям государства по формированию цивилизованного рынка, наносится невоспол-нимый ущерб здоровью российских граждан, подрывается репутация отечест-венных и зарубежных производителей, но в первую очередь от некачественной продукции страдают рядовые россияне, так как качеству продукции уделяется мало внимания.
Полагаю, что эта проблема может быть решена путем разработки и реали-зации Комплексной федеральной программы по защите рынка, внедрения сис-тем качества на промышленных предприятиях, повышение роли независимой экспертизы товаров и услуг.
Госстандарт России уже к середине 2003 года сумел довести уровень гар-монизации отечественных нормативных документов с международными стан-дартами до 35%, что вполне сопоставимо со средними показателями по Европе. Тем самым устранены ранее существующие барьеры между Россией и Евро-пейским союзом, связанные с выдвижением различных требований и низко-вольтному оборудованию, электромагнитной совместимости, сосудам высокого давления, некоторым видам продуктов питания, текстилю, средствам индиви-дуальной защиты и игрушкам.
Одна из серьезнейших причин многих бед нашей страны- несовершенство законодательства. Именно поэтому Торгово-промышленная палата (как и Гос-стандарт России) настаивает на первоочередном принятии законодательных ак-тов: «О подтверждении соответствия продукции и услуг нормативным требова-ниям», «О безопасности технических средств», «О качестве и безопасности пищевых продуктов.
Законодательные нормы, если будут приняты, заработают не скоро. Между тем опрос, проведенный Центром политических технологий при участии ВЦИ-ОМ, показал: 93% потребителей, 71% крупных российских производителей и 51% членов Государственной Думы выступают за усиление государственного контроля за качеством продукции на потребительском рынке.
Государство обязано принять меры по защите качества продукции, в част-ности, ввести законодательные запреты на торговлю без разрешения и без до-кумента, подтверждающего качество продукции, а также запрет на рекламу не-качественных продуктов.
Глава 5:
Для того, чтобы человек мог плодотворно работать, ему необходимо соз-дать оптимальные условия для выполнения его производственных обязанно-стей. Существует целый ряд норм, выполнение которых позволяет во многом обеспечить такие условия, продлить жизнь данному конкретному индивиду и сохранить его драгоценное здоровье.
Размеры помещения предприятия общественного питания должны соот-ветствовать количеству работающих в нем людей. Согласно существующим "Санитарным нормам проектирования предприятий" (СH-245-71) объем поме-щения на одного работающего должен составлять не менее 15 кубических мет-ров, а площадь - 4.5 квадратных метров. Для успешной работы очень важно правильно спланировать рабочее место, которое должно удовлетворять требо-ваниям удобства выполнения работ, экономии энергии и времени пользователя, рационального использования площадей и объемов, соблюдения правил тех-ники безопасности. При планировании рабочего места необходимо учитывать удобство расположения торгово-технологического оборудования, а также зоны досягаемости рук оператора. Эти зоны установлены на основании антропо-метрических данных человеческого тела и приводятся в соответствующих справочниках. Условия эксплуатации торгового оборудования также накла-дывают ряд условий на параметры микроклимата, так как перегрев аппаратуры может привести к выходу ее из строя.
Важно, чтобы рабочее место было хорошо освещено. Лучше всего если свет падает слева. Hеобходимо также предусмотреть искусственное освеще-ние, например, в виде люминесцентных ламп. В любом случае, прямой свет не должен попадать в глаза, что очень сильно понижает контрастность. Кроме то-го, вредными являются резкие перепады освещенности - когда товары стоят в тени, а за спиной продавца находится окно или ярко освещённая стена - в этом случае витрина превращается в зеркало, на котором видно всё, что происходит за спиной продавца, но не видно то, что происходит на самом экране. При этом намного ускоряется утомляемость глаз, хотя, в отличие от первого слу-чая и можно кое-как работать.
Работы, выполняемые в помещении ЗАО «ФМС», относятся к категории средних работ. Это помещение по теплоизбыткам относится к помещениям с незначительными избытками тепла, т.к. современное торговое оборудование практически не выделяет тепла, кроме того имеют встроенные системы венти-ляции. Согласно ГОСТ 12.1.005-88 “Воздух рабочей зоны. Общие санитарно-гигиенические требования” установлены следующие нормы для торговых по-мещений:
Заключение:
Одной из общемировых тенденций в обеспечении качества продукции яв-ляется системный подход в управлении качеством продукции. Действительно, зародившись в нашей стране в далёкие 40-е годы, системный подход развился в комплексную систему управления качеством продукции.
КСУК, впитав в себя лучшие достижения предыдущих систем, стала ре-шать проблему обеспечения качества продукции комплексно. Комплексно - это значит, что обеспечением качества продукции занимался не только отдел тех-нического контроля. За прошедшие годы накоплен большой опыт в управлении качеством продукции. Системный подход получил развитие и за рубежом. По-скольку в странах с рыночной экономикой всегда остро стояла проблема произ-водства конкурентоспособной продукции, удовлетворяющей запросы потреби-телей, то по своему воздействию на обеспечение качества продукции зарубеж-ные системы УК превосходили комплексную систему УК находившуюся, в те-пличных условиях наличия гарантированных покупателей и компенсации убытков со стороны государства.
Япония, США, стимулируя развитие конкуренции среди производителей, обеспечили им широчайшие возможности по привлечению к работам на фир-мах специалистов, получивших соответствующее образование в элитных учеб-ных заведениях и стажировавшихся в тех странах, откуда можно было привезти кроме багажа знаний ещё и багаж методов, навыков и умения в разрешении проблем, связанных с качеством.
Созданная в 40-е годы, Международная организация по стандартизации (ИСО) , взяв за основу имеющиеся стандарты и руководящие документы на системы обеспечения качества и дополнив их требованиями потребителей, раз-работала и утвердила Советом ИСО серию международных стандартов по УКП , устанавливающих требования к системам обеспечения качества продукции.
Тем самым была заложена основа для приведения систем обеспечения ка-чества в различных странах к единым требованиям международных стандартов.
Реализовать эти требования можно было лишь при условии выполнения основополагающих постулатов функционирования систем обеспечения качест-ва продукции:
цели и задачи в области повышения , обеспечения и улучшения качества продукции должны находиться в центре экономической политики фирмы;
достижение требуемого качества продукции с минимальными издержками;
основным критерием достижения целей в области качества продукции яв-ляется удовлетворение потребностей потребителей;
использование системного подхода при обеспечении управления качест-вом продукции;
непрерывное и систематическое обучение рабочих и служащих;
воспитание у каждого изготовителя продукции уважительного отношения к потребителю;
постоянная, добросовестная и творческая работа всех работников по по-вышению, обеспечению и улучшению качества продукции.
Предприятиям России в условиях рыночной экономики необходимо было так построить свою работу по обеспечению качества продукции, чтобы с наи-меньшими потерями можно было войти в рынок международной торговли и там занять свою нишу.
Первым же шагом в этом направлении должна была стать сертификация продукции и сертификация системы по обеспечению качества продукции . Да-леко ещё не решены такие проблемы, как вовлечение в работу по повышению качества продукции всего персонала предприятия, обучение его методам и спо-собам управления качеством продукции, а также повышение квалификации персонала.