Введение:
Актуальность и практическая значимость темы исследо-вания настоящей дипломной работы обусловлена рядом при-чин:
они порождены прежде всего непродуманностью экономи-ческой концепции и стратегии развития хозяйства в усло-виях рыночных отношений;
низким качественным потенциалом управленческих кад-ров;
разрывом экономических связей между странами СНГ и субьектами РФ;
необоснованностью и поспешностью проведения привати-зации;
замедленного формирования организационно-правовых основ развития экономики;
наличия социально-психологических стереотипов, не воспринимающих необходимость перехода к рыночным отно-шениям;
политической и экономической нестабильностью;
разрегулирование финансового механизма и инфляцион-ные процессы следует отнести к наиболее значительным факторам, ухудшающим кризисную ситуацию российских го-сударственных и частных предприятий.
Банкротство является результатом развития кризисного финансового состояния, когда предприятие проходит путь от эпизодической до устойчивой (хронической) неспособности удовлетворять требования кредиторов, в том числе по обя-зательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды.
Устранение с рынка обанкротившихся предприниматель-ских структур – непременное условие эффективного рыночно-го механизма. Однако предотвратить банкротство, обеспе-чить продолжительное процветание этих структур – задача значительно более важная.
В настоящее время основным нормативным документом, регламентирующим процедуру банкротства, является Феде-ральныхй закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 года № 6- ф3.
Согласно этому закону банкротство – это признанная арбитражным судом или обьявленная должником неспособность должника в полном обьеме удовлетворить требования креди-торов по денежным обязательствам.
Закон предусматривает ряд процедур, способствующих восстановлению платежеспособности должника, а именно: до-судебную санацию – предоставление должнику финансовой по-мощи, достаточной для погашения денежных обязательств и восстановлени платежеспособности; мораторий на удовлетво-рение требований кредиторов; возможность заключения миро-вого соглашения на любой стадии процесса; иные меры, ко-торые могут способствовать достижению вышеназванных це-лей.
Глава 3:
Стратегическое управление предъявляет более высокие требования к компетентности и наличию предпринимательских качеств у руководителя, осуществляющего контроль разра-ботки и внедрения стратегии. Стратегический контроль — контроль финансирования стратегических мероприятий, осно-ванных в отличие от текущего контроля на расчетах с боль-шой степенью неопределенности, а не на анализе конкретных результатов, требует предпринимательского решения.
Руководитель должен быть способен не только поддер-жать и принять участие в рискованном мероприятии, ной ре-шительно приостановить работу, как только он убедится, что мероприятие не принесет ожидаемой прибыли. Следова-тельно, стратегическая деятельность требует действенной особой системы поощрения предпринимательского риска. В зарубежных фирмах, поощряющих предпринимательство, приня-то, что неудача отдельного проекта не влечет безоговороч-ного наказания. Наказываются управляющие, проекты которых постоянно терпят неудачу, так как это признак отсутствия предпринимательских качеств.
Эффективным рычагом управления будущим предприятием является двойной бюджет, т.е. разделение бюджета на два: текущий и стратегический, особенно если стратегический бюджет составляет значительную часть общего бюджета.[13]
Двойной бюджет позволяет выделить средства целевым порядком для стратегической деятельности, защищая ее от посягательств со стороны текущей производственно-хозяйственной деятельности, а также баланс капиталовложе-ний и доходов на короткие и длительные сроки.
Рассмотренные меры, а также двойная структура (разде-ление фирмы на производственную группу, занятую оптимиза-цией прибыли, и группу стратегического развития, занятую разработкой новых видов бизнеса), концентрация усилий высшего руководства на стратегическом развитии фирмы, во-влечение в стратегическую деятельность всех управляющих, которые будут нести ответственность за внедрение измене-ний, представляют комплекс взаимосвязанных мер, которые все вместе защищают стратегическую деятельность от отвле-чения на текущие производственные задачи.
Заключение:
Анализ финансового состояния предприятия на основании данных бухгалтерской отчетности за 1998-1999 гг. позволя-ет сделать вывод о том, что в структуре источников средств значительную долю занимает кредиторская задолжен-ность. Такая ситуация крайне рискованна, т.к. ставит предприятие в жесткую зависимость от финансового положе-ния своих контрагентов, а также делает его очень чувстви-тельным к изменениям во внешней среде, что негативно ска-зывается на платежеспособности.
Растущий недостаток общей величины основных источни-ков формирования запасов свидетельствует о том, что пред-приятие на протяжении исследуемого периода находится в кризисном состоянии, на грани банкротства. Эти выводы подтверждает анализ ликвидности предприятия - практически все показатели ликвидности ниже своих нормативных значе-ний и имеют тенденцию снижения, хотя и замедляющимися темпами. Недопустимые значения законодательно установлен-ных критериев оценки финансового состояния предприятий позволяют сделать окончательный вывод о неудовлетвори-тельной структуре баланса ОАО «Камчатский Хлеб» и непла-тежеспособности самого предприятия, а также об отсутствии тенденции восстановления платежеспособности фирмы в от-четном периоде.
Таким образом, предприятие находится в сложном, кри-зисном финансовом положении и нуждается в незамедлитель-ных комплексных мероприятиях по восстановлению платеже-способности и ликвидности.