Введение:
В последние годы проблема взаимоотношений государства и налогопла-тельщиков стала одной из наиболее болезненных и трудно поддающихся ре-шению. Во многом ее корни объясняются объективной ситуацией в стране в этот период. Взаимоотношения государства и предприятий в этих условиях сводилась к максимальному учету собственных интересов. Государство стре-милось обеспечить наполнение бюджета путем введения непомерного числа налогов и установления неоправданно высоких размеров налоговых ставок, а предприятия решали проблему выживания в рыночной среде, в том числе за счет снижения налоговых издержек. Как следствие государственная налоговая политика, ориентированная на повышение номинальной фискальной нагрузки, привела к результатам прямо противоположным ожидаемым. При этом пред-приятия, изыскивая все новые пути снижения фактического налогового бреме-ни, нередко выходили за рамки закона.
В последнее время во взаимоотношениях государства и предприятий на-метились позитивные изменения, свидетельствующие о возможности компро-мисса в налоговой политике. Отчасти это можно объяснить улучшением конъюнктуры мировых сырьевых рынков, а также наметившимся экономиче-ским ростом внутри страны отчасти пониманием со стороны государства не-обходимости изменения правил игры в сфере налоговой политики, что в ко-нечном счете позволило бы в обозримом будущем прийти к построению эф-фективной налоговой системы. Предпринятые в последний годы шаги в об-ласти налоговой реформы, связанные с принятием налогового кодекса и на-правленные на создание системы налоговых правоотношений, взаимоприемле-мых как для государства, так для предприятий - налогоплательщиков, несо-мненно, заслуживают одобрения и поддержки. Тем не менее, на сегодняшний день проблему взаимоотношений государства и предприятий в налоговой сфе-ре нельзя считать решенной. Эта проблема по-прежнему остается одной из наиболее актуальных.
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в об-ществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм го-сударственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налого-вой системы. В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налого-вый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса (20).
Глава 2:
Налогоплательщиками налога признаются:
1. Работодатели, производящие выплаты наемным работникам.
2. Индивидуальные предприниматели.
Объектом налогообложения для налогоплательщиков признаются: вы-платы и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу работни-ков по всем основаниям.
Налоговые льготы.
От уплаты налога освобождаются:
Организации любых организационно-правовых форм – с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100000 руб-лей на каждого работника, являющегося инвалидом 1, 2 или 3 группы.
Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога налогоплательщи-ками – работодателями.
Сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдель-но в отношении каждого фонда и определяется как соответствующая процент-ная доля налоговой базы. Сумма налога, уплачиваемая в составе налога в Фонд социального страхования РФ, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных или самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством РФ.
По итогам отчетного периода налогоплательщики производят исчисле-ние авансовых платежей по налогу, исходя из налоговой базы, исчисленной с начала календарного года, включая последний отчетный период – и соответст-вующей ставки налога.
Уплата авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установ-ленный для получения средств в банке на оплату труда за истекший месяц, но не позднее 15 – го числа месяца.
Заключение:
Подводя итог, можно сказать, что в настоящее время налоговая система России все еще находится в стадии активного развития.
Конечно, за последние годы проведена огромная работа по созданию на-логовой системы, соответствующей изменившимся условиям экономики и со-циальной сферы. Было создано новое законодательство, которое, при всех имевшихся на начальном этапе его формирования недостатках, обеспечило сбор налогов, необходимых для первоочередных государственных нужд. Вме-сте с тем, ориентация налоговой политики на решение основной проблемы – мобилизации доходов в государственный бюджет – привела к становлению те-невого сектора экономики, приобретшего угрожающий характер, к массовому уклонению от уплаты налогов и вывозу капитала за рубеж. Это и побудило го-сударство пойти на постепенное снижение тяжести налогового пресса.
Проведена определенная работа по объединению платежей, исчисляемых от одной базы, а также по упрощению механизма исчисления и взимания нало-гов. Но даже с учетом проделанной работы, существующий механизм налого-обложения является достаточно сложной системой.
В заключении хочу конкретно остановиться на положении в Сурском районе. Сурский район является муниципальным образованием и имеет еди-ный местный бюджет. Большое значение для бюджета имеют налоговые дохо-ды, к ним относятся:
- собственные налоговые доходы районного бюджета от региональных налогов и сборов, ставки по которым определены налоговым законо-дательством РФ;
- отчисления от федеральных налогов и сборов.
Так в 2001 году структура планируемых налоговых доходов предполагала преобладающее поступление в бюджет от налога на доходы с физических лиц – 35 %, от налога с продаж – 11 %, от налога на имущество – 11 %, за пользова-ние природными ресурсами – 11 %. Фактически бюджет района по доходам выполнен лишь на 60 % от утвержденных доходов. Одной из главных причин невыполнения бюджета по доходам является недоимка по платежам в местный бюджет, которая за последние 3 года растет.