Введение:
Проблемы совершенствования бюджетного процесса как на федеральном,
так и на местном уровнях в принципиально новых для России условиях приобретают всё большую актуальность.
Вопросы формирования ,утверждения и исполнения бюджета волнуют не только специалистов ,но и многочисленную группу налогоплательщиков ,для которых не безразлично, насколько эффективно для всего населения будут использованы налоговые поступления .Это и послужило выбором темы дипломной работы , которая носит формулировку: «Совершенствование бюджетного процесса Российской Федерации в современных условиях (на примере Радищевского района Ульяновской области)».
Цель дипломной работы:
Изучить методологические основы организации бюджетного процесса в Российской Федерации и пути их совершенствования.
В связи с большим кругом проблем , связанных с организацией бюджетного процесса в современных условиях в дипломной работе были поставлены следующие задачи:
1.Изучить финансово-правовые основы организации бюджетных процедур на федеральном уровне.
2.Рассмотреть вопросы составления , утверждения исполнения муниципального бюджета и контроля за его исполнением (на примере Радищевского района Ульяновской области).
3.Определить проблемы и пути совершенствования бюджетного процесса на муниципальном уровне в условиях социально-экономической политики.
Бюджетный процесс - это регламентируемая нормами права деятельность государственных органов и органов местного самоуправления по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, обеспечению контроля за его исполнением.
Бюджетный процесс определяется бюджетной политикой, которая является ядром финансовой и социально - экономической политики государства и отражает все его финансовые взаимоотношения с общественными институтами и гражданами. При планировании бюджетной политики государство должно исходить из необходимости обеспечения финансовой и социальной стабильности. Предсказуемость бюджетной политики - ключевой фактор общей макроэкономической устойчивости. Федеральный бюджет должен стать надежным финансовым фундаментом сильного демократического государства.
Глава 3:
Финансовый отдел ежемесячно проводит сверку поступивших в бюджет в течение месяца доходов в целом и по каждому виду доходов с ИМНС и ОФК по Радищевскому району. Результатом этой работы является протокол согласований.
Взаимодействие с ИМНС, ОФК при исполнении доходной части бюджета направлено на:
• обеспечение достоверности данных по учету и отчетности по доходам, поступающим в бюджет;
• правильное распределение федеральных и региональных регулирующих налогов по уровням бюджетов: федеральный, областной, районный;
• устранение расхождений отчетных данных и приведение к сопоставляемости учета и отчетности по налогам и другим обязательным платежам , зачисляемым в бюджет;
• усиление контрольных функций в целях увеличения собираемости налогов и других обязательных платежей;
• использование оперативной и текущей информации для глубокой проработки и прогнозной оценки исполнения доходной части бюджета.
С этой целью районный финансовый отдел представляет в ИМНС и ОФК:
1. Нормативные акты, принятые районным Советом депутатов и Главой Радищевского района по вопросам утверждения, изменения, исполнения бюджета, представления льгот и отсрочек по платежам в бюджет;
2. Реквизиты банковского текущего счета, на который зачисляются доходы бюджета.
На каждое 1-е число месяца осуществляется сверка по доходам, поступившим в бюджет, с указанием причин расхождений по видам налогов.
ОФК по Радищевскому району представляет в районный финансовый отдел ежедневно сведения о поступивших и распределенных между бюджетами различных уровней доходов.
ИМНС по Радищевскому району представляет в районный финансовый отдел отчеты по установленной форме о поступлении налоговых платежей в бюджет, о задолженности по налоговым платежам в бюджет и уплате штрафных санкций, а также нормативные акты МНС РФ, которыми вносятся изменения в порядке налогообложения, зачисления налогов, поступающих в областной и районный бюджеты.
Радищевский район - сельскохозяйственный. В его составе 13 акционерных обществ, кооперативов по производству сельскохозяйственной продукции, одна строительная организация, маслозавод, завод «Гидравлик», ГП «Агротехснаб», промбыткомбинат. В ИМНС зарегистрировано 471 налогоплательщик, в том числе 212 юридических и 259 физических лиц.
Сколько-нибудь солидных налогоплательщиков в районе нет. Поэтому формирование реального бюджета и рационализация бюджетных расходов является главной задачей органов местного самоуправления .
Закон Радищевского района «О бюджете района на 2001 год» принят 25.04.2001 года.
Закон «О бюджете Радищевского района на 2002 год» принят 27.03.2002г. (Приложение 1 ).
В 2001 году впервые расходная часть бюджета принята с учетом ведомственной структуры расходов бюджетной классификации . (Приложение 5 к бюджету Радищевского района).
Основными направлениями экономической политики , как и в 2001 году, на 2002 год выбраны:
Заключение:
Бюджетный процесс в Российской Федерации на современном этапе базируется на принципиально новой социально-экономической политике, важнейшим инструментом которой выступает федеральный бюджет. От качества федерального бюджета, заложенных в него параметров зависят и уровень социальной защиты граждан, и инвестиционные возможности государства, и степень влияния России на международной арене, и даже предпринимательская активность граждан.
К сожалению, на протяжении всего периода реформ цели, которые ставились перед бюджетной политикой, так и не были достигнуты. Трудно назвать другое направление работы всех ветвей власти, где с таким постоянством срывались бы задания и обязательства, а успехи были бы столь относительны и скромны.
При составлении бюджета нужна жесткость. Но когда он утвержден такая же жесткость должна быть в его реализации. Бюджет - это закон. Нарушая закон, государство побуждает к этому и все общество, порождая правовой беспредел. Допущенные Правительством и Федеральным Собранием в 1993-1998 годах ошибки в бюджетном процессе привели к массовым неплатежам со стороны государства.
До настоящего времени ни разу не был принят по-настоящему реальный бюджет, и, начиная с 1996 года, в России не удалось полностью выполнить закон « О федеральном бюджете» по доходам и расходам. Анализ показывает, что утопичны были не доходы, заложенные в бюджет, а форма, в которой государство пыталось их собрать. Особенно негативную роль сыграли безденежные расчеты налогоплательщиков с бюджетом (взаимозачеты).
В 1999 году впервые за годы реформ не только были профинансированы все бюджетные расходы, но даже удалось приступить к сокращению задолженностей, накапливавшихся в течении многих лет.
Удалось добиться значительного перевыполнения показателей, установленных законом о федеральном бюджете. Доходы федерального бюджета составили 611,7 млрд. рублей. Это на 29% превышает показатель, утвержденный законом о федеральном бюджете на 1999 год.
В этом большая заслуга Министерства финансов РФ и других ведомств, чья деятельность способствовала перелому тенденций экономического развития страны. Кроме того, сказалась благоприятная экономическая конъюнктура, дали экономический и политический эффект энергичные меры, принятые Правительством .