Введение:
К бюджетным организациям относятся организации, основная деятельность которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджета на основе смет доходов и расходов. Обязательным условием является открытие финансирования по смете и ведение бухгалтерского учета и отчетности в порядке, предусмотренном для бюджетных организаций.
Особенности бухгалтерского учета в учреждениях непроизводственной сферы определяются законодательством о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных организациях , утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26 августа 2004г. № 70н , которая вступила в силу с 1 января 2005г [10, С.3].
К особенностям бухгалтерского учета в бюджетных организациях относят:
- организацию учета в разрезе статей бюджетной классификации;
- контроль исполнения сметы расходов;
- выделение в отчете кассовых и фактических расходов;
- отраслевые особенности учета в учреждениях бюджетной сферы.
Хорошо поставленный бухгалтерский учет позволяет не только выявить скрытые резервы, обнаружить нарушения режима экономии плановой и финансово-бюджетной дисциплины, но и предупреждать и вовремя устранять возможные потери и необоснованные затраты
Осуществляя сплошное и непрерывное отражение всех операций, связанных с исполнением сметы расходов по бюджету, бухгалтерский учет позволяет не только систематически сопоставлять их с утвержденными нормативами и сметами, но и устанавливать причины отклонений фактических расходов от утвержденных нормативов и смет, выявлять наиболее целесообразные нормы расходов и повышать уровень бюджетного и сметного планирования в целом .Чем точнее учет, тем выше качество планирования [26, С.35].
В настоящее время произошли кардинальные изменения во многих сферах экономической деятельности, в том числе и в системе оплаты труда. Складываются новые отношения между государством, предприятием и работником по поводу организации труда. Теперь непосредственной юридической формой регулирования трудовых отношений являются тарифные соглашения и коллективный договор. Рассматривая проблемы оплаты труда, даже не искушенный в этом занятии человек может заметить, что одно только определение размера заработной платы может вызвать значительные затруднения у всех участников трудовых отношений.
Учет труда и заработной платы должен обеспечить оперативный контроль над количеством качеством труда, за использованием средств, включаемых в фонд заработной платы и выплаты социального характера.
Глава 3:
При проверки табелей учета рабочего времени, нарядов и других первичных документов по начислению оплаты труда необходимо обратить внимание на факты начисления оплаты труда на вымышленных (подставных) лиц. Для этого следует исследовать документы и сопоставить фамилии и инициалы работников с данными учета списочного состава.
Необходимо также установить, нет ли повторного начисления сумм по ранее оплаченным первичным документам (табелям, нарядам, накопительным учетным листам и разовым документам). Следует обратить особое внимание на расчеты по оплате труда с работниками, которые приняты на работу по договорам подряда и трудовым контрактам. Часто такие договора носят фиктивный характер, а поэтому необходимо установить, за что и за какую работу или объем выполненной работы начислена заработная плата, какими документами подтверждается объем выполненной работы, размеры начисленной оплаты труда. Путем пересчетов и прослеживания определить наличие в первичных документах и расчетно-платежных ведомостях арифметических ошибок.
Следует проверить также правильность обобщения и группировки данных по учету труда. Суммы начисленной заработной платы, отраженные в первичных документах, в дальнейшем учетном процессе должны быть накоплены и сгруппированы по двум направлениям:
- по каждому работнику для расчетов по оплате труда;
- по объектам учета затрат для отражения в затратах производства.
При проверке необходимо выяснить правильность удержания из заработной платы, прежде всего налога с дохода, алиментов, а также обоснованность расчетов с депонентами. Проверяются платежные ведомости, дата возникновения и сумма депонентской задолженности, количество депонентов и сверяются суммы по расчетам с депонентами. На следующем этапе проверки выборочно проверяется правильность начисления оплаты труда, а именно: правильность оплаты труда повременной, по тарифным ставкам и окладам; правильность начисления доплат в связи с отклонениями от нормальных условий работы, пособий по временной нетрудоспособности. Начисление премий должно быть подтверждено приказом руководителя, указано в договоре, контракте организации.
Особого внимания аудитора требует проверка: своевременности погашения сумм ранее выданных работнику авансов и переплат; правильность удержания из заработной платы задолженности по подотчетным суммам и по возмещению материального ущерба, а также за товары, купленные в кредит.
Общая сумма всех удержаний из заработной платы работника не должна превышать 50 процентов месячного заработка.
Необходимо также убедиться в правильности организации и ведения аналитического и синтетического учета, заполнение форм бухгалтерской отчетности по фонду оплаты труда.
Аудитор должен поставить в известность руководство предприятия о выявленных фактах обмана или ошибок и дать рекомендации по исправлению недостоверной информации.
По окончании проверки аудитором составляется аудиторское заключение.
На начальном этапе проверки аудиторы в соответствии с программой проведения проверки изучают первичные документы ГОУ СПО технологический техникум, касающиеся расчетов по оплате труда. В силу незначительной численности работников предприятия, проводится сплошная проверка указанных документов.
Заключение:
На сегодняшний день в нашей стране существует большое количество нерешенных вопросов и противоречий в сфере оплаты труда.
Время диктует необходимость такой системы оплаты, которая формировала бы мощные стимулы развития труда и производства. Работник крайне заинтересован даже в небольшом повышении зарплаты. Работодатель же не торопиться повышать ее, экономя на оплате труда.
Совершенствование систем оплаты труда, поиск новых решений, может дать нам уже в ближайшем будущем рост заинтересованности работников к высокопроизводительному труду. При решении проблемы доведения минимальной заработной платы до уровня прожиточного минимума, возможно снятие проблемы социальной напряженности. А это, конечно же, в комплексе с решением ряда других проблем в экономике нашей страны, может явиться стимулом экономического роста в будущем.
Данное дипломное исследование проводилось согласно актуальности темы и цели поставленной перед ним. В процессе написания работы была сделана попытка, проанализировать цели, стоящие перед бухгалтерским учетом, и задачи, которые должен выполнять бухгалтер.
В данной работе была описана методика ведения бухгалтерского учета операций по начислению заработной платы. Были приведены счета, с помощью которых ведется учет, а так же была перечислена документация, используемая при учете. Так же был произведен учет конкретных операций, изучены существующие и действующие формы и системы оплаты труда на примере ГОУ СПО технологический техникум р.п. Кузоватово. Рассмотрены действующие положения по оплате труда, начисления и удержания по заработной плате, положения о премиро¬вании и вознаграждениях. В работе определены состав и структура фонда оплаты труда.
В дипломной работе предложены некоторые рекомендации по совершенствованию учета расчетов по оплате труда.
В результате выполнения дипломной работы был изучен порядок проведения аудиторской проверки учета заработной платы в конкретной организации – ГОУ СПО технологический техникум. С этой целью была изучена нормативная база как по порядку начисления и выплаты заработной платы, так и по организации работы предприятия в целом. Состоялось практическое ознакомление с деятельностью объекта исследования, приобретен опыт работы с хозяйственной документацией. Проработан значительный объем специальной литературы по исследуемой тематике.
Рассмотрены общие положения об организации проведения аудиторской проверки экономического субъекта, продемонстрирован порядок проведения проверки с указанием конкретных аудиторских доказательств, источников и методов их получения. Изучены способы и порядок документирования проверки, оформления её результатов, полученная информация систематизирована и подвергнута анализу. Выработаны конкретные рекомендации для возможного применения в деятельности исследуемого предприятия ГОУ СПО технологический техникум. Очевидно, что повышение ФОТ прослеживается. Если сравнить с динамикой инфляции, которая даже официальная значительно выше и должностными окладами организации, то при расширении рынка труда техникум ждут кадровые проблемы. К таким выводам пришли не только аудиторы, но и руководители организации.