Введение:
Среди множества проблем современного менеджмента важнейшими являются разработка, принятие и реализация управленческого решения, представляющий собой основной инструмент управленческого воздействия.
Процессы принятия управленческих решений занимают центральное, иерархически главное место в структуре управленческой деятельности, так как именно они в наибольшей мере определяют содержание и результаты ее деятельности. Необходимость принятия решений возникает на всех этапах процесса управления и связана со всеми участками и аспектами управленческой деятельности. Процесс принятия решений довольно точно отражает реальные проблемы, отношения и связи, сложившиеся в организации, а непрерывная последовательность решений характеризует непрерывность процесса управления.
Успех и конкурентоспособность любой деловой организации все в большей степени зависит от компетентности, обоснованности и оперативности принятия решений. Тем самым задача оптимизации и эффективности процесса принятия управленческих решений становится одной из приоритетных.
Целью выпускной квалифицированной работы является исследование процесса принятия управленческих решений и определение возможностей его совершенствования на примере диверсифицированной компании «Вимм-Билль-Данн». В ходе достижения цели решаются следующие задачи:
- определить понятие и классификацию управленческого решения;
- изучить требования к управленческому решению;
- показать технологию разработки и принятия управленческих решений в компании «Вимм-Билль-Данн»;
- выявить взаимосвязь процесса принятия решений и структуры управления в компании «Вимм-Билль-Данн»;
- проанализировать основные проблемы процесса принятия решений в компании «Вимм-Билль-Данн»;
Глава 3:
Согласно данной реструктуризации, вводится должность Заместителя руководителя Департамента продаж главная функциональная обязанность состоит в принятии, реализации и контроле операционных решений, связанных с деятельностью Департамента продаж:
- согласование и контроль единой ценовой политики на всей территории деятельности Компании, т.е. при принятии и реализации решения направленного на выполнение плана продаж в апреле месяце Заместитель руководителя департамента продаж будет контролировать, согласовывать и отвечать за единую политику ценообразования между дивизионами;
- согласование, контроль и ответственность за единую маркетинговую политику Компании, таким образом все маркетинговые и стимулирующие акции будут согласованы между дивизионами и отвечать поставленным стратегическим задачам;
- подписание договоров поставки на условиях отсрочки платежа до 14 календарных дней (Руководителю Департамента продаж предоставить право подписи от 14 и выше дней), т.е. около 80% договоров будут подписываться на данном уровне, что обеспечит оперативность в начале работы с новым клиентом;
- подписание договоров, приказов, распоряжений на оплату на проведение маркетинговых мероприятий в рамках n-ой суммы (ранее эту функцию выполнял Руководитель Департамента маркетинга, что увеличивало время принятия решения). Данное полномочие позволяет Заместителю руководителя департамента продаж оперативно в рамках n-ой суммы (не большой) реализовывать решения связанные с проведением маркетинговых мероприятий в целях выполнения стратегических решений;
- координация и контроль деятельности сервисной службы, что позволит оперативно доводить информацию об изменении ценовой политики Компании до клиентов, а также осуществлять контроль за отгрузками клиентам.
Должность Руководителя отдела торгового маркетинга упраздняется, остаются три специалиста восток, юг, запад, которые будут осуществлять маркетинговую поддержку соответствующего Дивизиона и специалист, организующий подписание документов.
Данная реструктуризация позволяет сократить временной промежуток при принятии операционных решений, появляется возможность осуществлять согласованную с дивизионами единую политику ценообразования, маркетинговую политику и распределение готовой продукции по филиалам. Также реструктуризация позволит разрабатывать, принимать и реализовывать решения операционных проблем на более низком уровне. Например, Заместитель руководителя департамента продаж вопросы, связанные с планированием очередности производства/розлива определенных вкусов соков, сможет решать, минуя Руководителя департамента продаж, Руководителя департамента по производству и логистике, с непосредственным Руководителем производства, в компетенции которого находится определение очередности розлива определенных вкусов сока. Т.е. процесс принятия решений будет строится не только по вертикальной структуре управления, но и по горизонтали.
Заключение:
В работе исследован процесс принятия управленческих решений и его взаимосвязь со структурой управления на примере Компании «Вимм-Билль-Данн» соковый проект. В ходе достижения поставленной цели решены следующие задачи:
- определены понятия и классификация управленческого решения;
- изучены требования к управленческому решению;
- показана технология разработки и принятия управленческих решений в компании «Вимм-Билль-Данн» на примере принятия решения по разработке и реализации плана и стратегии продаж каждой ассортиментной группы товаров СБЕ СОК в апреле месяце;
- выявлена взаимосвязь процесса принятия решений и структуры управления в СБЕ СОК;
- определены и проанализированы основные проблемы процесса принятия решений в СБЕ СОК;
- определены направления совершенствования системы принятия решений в СБЕ СОК.
Выполненный анализ процесса принятия решений и его взаимосвязи со структурой управления на примере Компании «Вимм-Билль-Данн» СБЕ СОК показал, что многим вопросам по процедуре принятия управленческих решений в СБЕ СОК не уделяется должного внимания. Стоит отметить, что существенной проблемой является то, что значительную долю занимает процесс принятия оперативных решений, а, следовательно, доля решений направленных на реализацию стратегии Компании уменьшается.
Правильный и четко разработанный процесс принятия решений, согласованность действий между структурными подразделениями, определение полномочий и ответственности каждого уровня управления становится первоочередными задачами управления любой фирмы в современных условиях.
Поэтому в работе была сделана попытка определить основные направления совершенствования процесса принятия управленческих решений и структуры управления, основными принципами их могут быть:
- стимулирование профессиональной активности сотрудников разных структурных подразделений;
- определение уровня принятия решений;
- четкое распределение полномочий и ответственности между сотрудниками каждого уровня управления;
- разработка системы контроля.
В завершении можно сделать следующие выводы:
- высшему руководству Компании «Вимм-Билль-Данн» необходимо пересмотреть распределение функциональных обязанностей, полномочий и ответственности каждого уровня управления;
- выделить центры принятия решений;
- сформировать схемы коммуникаций между членами организации на различных стадиях процесса принятия решений;
- наладить организационные формы и механизмы контроля и координации выполнения решений.