Дипломная по теме: Кредитование физических лиц в Сбербанке РФ

Название работы: Кредитование физических лиц в Сбербанке РФ

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Банковское дело

Страниц:

90 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КРЕДИТОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ 6

1.1. Сущность потребительского кредитования. Субъекты кредитования 6

1.2. Виды потребительского кредита. Банковское кредитование физических лиц, его виды 13

1.3. Организация банковского кредитования физических лиц 19

1.3.1. Оценка кредитоспособности заёмщика 19

1.4. Основные пути развития потребительского сектора кредитования 26

ГЛАВА 2. ОПЫТ РАБОТЫ ЗАИНСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ СБЕРБАНКА ПО ОРГАНИЗАЦИИ КРЕДИТОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ 36

2.1. Общая характеристика Заинского ОСБ 46/56 36

2.2. Виды экономических служб Заинского отделения №46/56 41

2.3. Кредитные операции коммерческого банка 44

2.4. Структура и динамики потребительского кредитования Заинского отделения № 46/56 48

2.5. Порядок обеспечения возврата кредита 58

2.5.1. Оценка кредитоспособности 58

2.5.2. Виды исполнения обеспечения возврата кредита 62

ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ ЗАИНСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ СБЕРБАНКА 66

3.1. Развитие ипотечного кредитования 66

3.2. Развитие образовательного кредита 67

3.3. Кредитование физических лиц с помощью пластиковых карт 72

3.4. Совершенствование расчёта оценки кредитоспособности заёмщика 75

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 88

Выдержка:

Введение:

В России на сегодняшний день самыми активными операторами рынка потребительского кредитования являются банки. Потребительское кредитование часто называют "самой демократичной" банковской услугой. Сегодня российские коммерческие банки стали заниматься ипотечным и автокредитованием, реже кредитованием покупки товаров народного потребления и предоставлением кредита на неотложные нужды.

Судить о степени развитости рынка потребительского кредитования в России можно по 4% доле ссуд, предоставленных частным лицам в общем объеме кредитного портфеля лидера рынка потребительского кредитования России - Сбербанка РФ (ему принадлежат 20% рынка). Монополизм Сбербанка на данном рынке объясняется рядом причин:

- наличием огромной филиальной сети, что на данном этапе развития рынка потребительского кредитования в России является одним из главных условий эффективной работы с населением;

- традиционной ориентацией банка на обслуживание населения;

- сложившимся у населения стереотипом по отношению к Сбербанку как к настоящему розничному банку.

Сегодня с помощью кредита можно приобрести не только квартиру, дом, автомобиль, но и получить образование, приобрести мебель, бытовую технику и другие товары народного потребления, совершить туристическую поездку, оплатить медицинскую операцию. Среди основных причин обращения населения к потребительскому кредиту можно выделить следующие:

- возможность приобретать и оплачивать необходимые товары и услуги в то время, когда доходы еще не поступили;

- возможность приобретать гораздо более дорогие товары и услуги (а часто это означает более качественные), чем те, которые потребитель мог бы себе позволить исходя из собственных денежных сбережений на данный момент;

- более удобная на практике форма оплаты товаров и услуг: использование кредитных и дебетовых карточек вместо наличных денег (возможность быстро оплачивать непредвиденные срочные расходы и совершать выгодные сделки в удобное время и при отсутствии необходимой суммы наличных).

Глава 3:

Сейчас в России существуют три схемы получения высшего образования:

- бюджетные места (финансируются из госказны или бюджетов регионов),

- целевой набор (платит организация, заказавшая для себя специалиста),

- коммерческий прием (платит сам студент или его родители).

Поступить на бесплатное место по конкурсу удается далеко не всем, а выложить сразу 3—4 (а то и 5—6) тысяч долларов может не каждая семья. Выход один — взять кредит в банке. Однако процентные ставки и условия возврата ссуды зачастую высоки и не способствуют тому, чтобы население пользовалось этим видом кредита.

В этой связи в этом году четыре российских вуза (три — в Москве, один — в Петербурге) опробовали экспериментальную схему предоставления образовательного кредита. Абитуриент писал заявление на получение учебного кредита, сдавал вступительные экзамены (причем только на хорошие оценки!) и получал рекомендацию вуза на ссуду. После чего заключал договор с вузом и Сбербанком. Сумма кредита — до 25 тысяч долларов США, срок — до 10 лет. В 2005 году по этой схеме первокурсниками стали 358 человек. Могло быть и больше, но дело это пока новое, да и количество вузов-участников еще весьма невелико. Зато в 2006 году планируется привлечь к учебе в рассрочку уже 10—12 престижных университетов и академий, а число заемщиков (кредо-студентов, как их называют сами банкиры) увеличить до нескольких тысяч человек.

Есть, правда, одна большая проблема — возврат денег. Брать в долг на пять — десять лет нашим гражданам еще непривычно. На Западе, например, пользуются кредитом постоянно. Сначала получают ссуду на учебу, потом — на покупку машины, затем — на квартиру или дом. И в течение 20—30 лет исправно возвращают долг вместе с набежавшими процентами.

Сложилась даже настоящая традиция "жизни в кредит", поэтому и процент невозврата (личного дефолта) там очень невелик. В США, к примеру, по образовательным ссудам он составляет в среднем 5—6% (в самый экономически неудачный год, 2002-й, — было 22%). Если выпускник колледжа или университета не в состоянии начать отдавать деньги после получения диплома, за него расплачивается государство. Но зато потом, когда молодой человек встанет на ноги, с него вычтут по полной.

В Европе деньги дают в первую очередь самым небогатым семьям. Причем процент за пользование берут совсем смешной — от нуля (для особо бедных, но ужасно талантливых ребят) до 5—6% (в среднем) в год. А отдавать долг можно чуть ли не всю жизнь... Чем, кстати, успешно пользуются многие шведы — не спешат расставаться с деньгами после окончания университета, а растягивают это удовольствие чуть ли не до пенсии. В некоторых европейских странах возврат денег связан с величиной ежемесячного дохода заемщика. Если он ниже среднего по стране, то выплата откладывается — до тех пор, пока заработок не превысит необходимого показателя [14].

В России такой развитой системы образовательных кредитов пока нет. Да государственной поддержки в этом благом деле тоже. Банкиры боятся, что с отношением к обязательствам процент неотдачи долга будет слишком велик. Поэтому кредиторы хотят, чтобы государство выступило гарантом возврата ссуды, то есть несло субсидарную ответственность за предоставление денег.

Заключение:

Потребительский кредит является одной из форм кредита и служит средством удовлетворения различных потребительских нужд населения. Классификация потребительских ссуд заемщиков и объектов кре¬дитования может быть проведена по ряду признаков, в том числе по типу заемщика, видам обеспечения, срокам погашения, методам пога¬шения, целевому направлению использования, объектам кредитования, объему. Кредитование населения осуществляется при соблюдении принципов кредитования: возвратности, срочности, платности, обеспеченности и дифференцированности.

На сегодняшний день банковская розница в России на 2-3 года отстает в развитии от стран Восточной Европы, которые близки к нам по культуре и социально-экономическому положению. Таким образом, российские банки получили прекрасную возможность спрогнозировать будущее развитие отрасли потребительского кредитования с большой точностью, основываясь на опыте зарубежных коллег.

В соответствии с Концепцией развития на период до 2007 года основным направлением размещения средств Заинского отделения Сбербанка РФ являются операции кредитования. Банк продолжал наращивание объемов вложений в реальный сектор экономики, расширяет услуги по кредитованию всех категорий клиентов, независимо от размера их бизнеса, субъектов малого предпринимательства и частных клиентов. В 2005 году Заинским отделением Сбербанка России 46/56 было выдано кредитов на общую сумму 158,7 млн.руб. В том числе юридическим лицам было представлено 54,2 млн.руб., физическим лицам – 104,5 млн.руб.

Похожие работы на данную тему