Введение:
Актуальность, цели и задачи настоящей дипломной работы определяются следующими положениями.
Большинство экономистов и публицистов, пишущих на темы экономики, организации и управления, уверены, что 21-й век следует провозгласить Веком Интернет. По мере развития Всемирной Сети будут происходить радикальные изменения не только в способах обмена информацией между людьми, но и в самом образе их жизнедеятельности. В первую очередь в самом ближайшем будущем серьезные перемены ожидают бизнес, а затем, как следствие, и всю экономику нашего общества.
Появление в нашей лексике таких неологизмов как е-коммерция (Интернет-коммерция), е-бизнес (Интернет-бизнес), е-предприятие (Интернет-предприятие) и т.д. свидетельствует о том, что происходящие в обществе процессы, связанные с распространением новых информационных и телекоммуникационных технологий, имеют, по крайней мере, устойчивый характер и заслуживают пристального внимания со стороны экономистов, психологов, социологов.
Говоря об уровне интереса и внимания к Интернет-бизнесу в любых его проявлениях, следует иметь ввиду и их содержание. Проявляемое внимание отнюдь не должно ограничиваться рамками разговора о возможностях Интернет-технологий и перспективах, которые они открывают. Сегодня уже требуется анализ соответствующих тенденций и характеристика тех социально-экономических форм, которые могут возникнуть в будущем под влиянием этих тенденций .
Не секрет, что коммерциализация Интернета привела к революции в сфере обслуживания. Особенно это коснулось услуг, которые можно "передавать по проводам". В полной мере это относится и к банковскому сервису, который, благодаря использованию возможностей интернет-технологий, получил новый импульс развития .
Одной из основных задач, которые достаточно успешно решают западные банки, является «Предоставление клиентам единого спектра банковских услуг в удобной для клиента форме». Клиент банка получает необходимые услуги тем способом, который считает максимально приемлемым для себя. К подобному пути взаимодействий с клиентами стремятся сейчас и российские банки, развивая филиальную сеть, укрепляя розничные каналы. Однако взаимодействие через офис не всегда отвечает текущим возможностям клиента. Помимо собственно прихода клиента в филиал или отделение существуют еще возможности альтернативных коммуникаций, которые уже достаточно хорошо себя зарекомендовали: запросы по телефону, Интернет и другие пути взаимоотношений с клиентами .
Глава 3:
Продвигая услуги Internet-Банкинга, российские банки часто сталкиваются с нежеланием корпоративных клиентов (юридических лиц) пользоваться данным сервисом. Причины называются разные, например:
• Психологическое неприятие Интернета для финансовых операций
• Плохие линии связи у клиента, не позволяющие работать в онлайне
• Нежелание клиента оплачивать доступ в Интернет
• Ограничения внутрикорпоративной политики информационной безопасности.
Все называемые клиентами причины на самом деле сводятся к двум основным :
• к нежеланию работать через Интернет;
• к желанию работать в оффлайне.
Для удержания столь консервативных клиентов банку остается лишь один путь – предоставить клиентам офлайновое решение с доступом через банковский модемный пул.
В итоге банк оказывается перед выбором: либо предлагать офлайновое решение на базе старой системы «Банк-Клиент», которая активно использовалась в банке еще до внедрения Internet-Банкинга, либо полностью отказаться от старого Банк-Клиента и внедрять новое современное офлайновое решение.
Оставляя старую систему, банк, безусловно, экономит на приобретении нового решения, но берет с собой в будущее все недостатки старого Банк-Клиента, включая высокую стоимость владения и сопровождения старой системы.
Приобретать новое офлайновое решение банки не торопятся еще и по причине незнания всех достоинств и возможностей современных систем.
В итоге банкам, внедрившим и продвигающим современные услуги Internet-Банкинга на базе системы «iBank 2», приходится поддерживать и сопровождать старый Банк-Клиент, чтобы удержать консервативных клиентов, желающих работать только в офлайне.
В начале 2001 года в рамках развития системы «iBank 2» компания «БИФИТ» начала разработку модуля «PC-Банкинг» для работы корпоративных клиентов в офлайне.
На начало апреля 2005 года PC-Банкинг системы «iBank 2» используют в 96-ти российских банках . Большинство банков внедрили PC-Банкинг существенно позже запуска в эксплуатацию Internet-Банкинга. Причем приобрели PC-Банкинг не сразу, а лишь после проведения опытной эксплуатации, после практического знакомства с новым модулем, с уникальными возможностями и достоинствами нашего офлайнового решения.
Очень показателен пример внедрения PC-Банкинга в одном из крупнейших украинских системообразующих многофилиальных банков.
Сначала в банке был внедрен Internet-Банкинг на базе единого экземпляра украинской версии системы «iBank 2 UA», установленного в головном офисе. Через несколько месяцев после запуска в промышленную эксплуатацию Internet-Банкинга компания «БИФИТ» предложила банку ознакомиться и провести опытную эксплуатацию офлайнового решения на базе модуля «PC-Банкинг для корпоративных клиентов». Банк решил ознакомиться с PC-Банкингом более детально, так как внедрение и запуск в опытную эксплуатацию нового офлайнового решения не требовали от банка, уже эксплуатировавшего Internet-Банкинг системы «iBank 2 UA», сколь нибудь значимых усилий и финансовых затрат.
Заключение:
В результате выполнения данной дипломной работы можно сформулировать следующие выводы.
Мобильные технологии обслуживания в банке привлекают большое количество новых клиентов. Это связано с появлением доверия к банкам, предлагающим большой спектр услуг, в том числе дистанционного управления счетом. Кроме давно используемого "Клиент-Банк", на рынке банковских услуг появились такие продукты, как обслуживание клиента посредством телефона (в том числе и мобильного) и глобальной сети Интернет. Это, во-первых, связано с развитием технологий в сфере телекоммуникаций, а, следовательно, и торговли в сети интернет (e-trading). Во-вторых, каждый банк в настоящее время хочет привлечь как можно больше новых клиентов, предоставляя все больше и больше услуг на финансовом рынке. В-третьих, новые технологии обеспечивают удешевление банковской транзакции на порядок! И, наконец, в-четвертых, освобождают банковских работников от ручного набора документов, а клиента от визита в банк .
Если пять-шесть лет назад Интернет для банков в России был скорее объектом пристального внимания и оценки, то теперь комплекс услуг, связанных с обслуживанием клиентов через Интернет, активно предлагается практически всеми банками. Однако объединение понятий "банковское обслуживание" и "Интернет" в большинстве случаев воплощается в предоставление еще недавно новомодных, а теперь ставших традиционными услуг типа "банк-клиент" через еще один канал связи - Интернет. Это направление условно можно разделить на две части: "пассивное" и "активное".
"Пассивное" направление дает возможность получать ту или иную информацию по счетам в банке, но не позволяет ими управлять. Этот тип услуг не требует больших вложений в обеспечение безопасности, но и не может являться самостоятельным источником доходов для банка, поскольку является или будет являться составной частью общего банковского сервиса.
Что касается "активного" направления развития Интернет-банкинга, то