Введение:
Переход к рыночным методам хозяйствования обусловил коренное реформирование всей финансовой сферы Российской Федерации и ее основного звена - бюджетной сис¬темы. В настоящее время бюджетная система России находится в стадии становления, отрабатывается законодательный меха¬низм перераспределения компетенций между федеральным и территориальными уровнями власти, органами местного само¬управления.
В результате кардинальных изменений, произошедших в бюд¬жетном процессе Российской Федерации в последние годы, чрез¬вычайно актуальной стала задача обеспечения управляемости и подконтрольности федеральных финансовых ресурсов, их цент¬рализации у одного федерального органа исполнительной влас¬ти, уполномоченного обеспечивать упорядоченный поток ресур¬сов из федерального бюджета и оперативно представлять инфор¬мацию о состоянии государственных финансов для принятия оптимальных управленческих решений.
В связи с этим в целях проведения государственной бюджет¬ной политики, эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета Российской Феде¬рации в 1992 г. было введено казначейское исполнение федераль¬ного бюджета. Для его осуществления в составе Министерства финансов Российской Федерации было образовано Федеральное казначейство.
В настоящее время наблюдается серьезное отставание тео¬ретических разработок в области государственных финансов, в процессе исполнения бюджета, в определении роли органов Федерального казначейства при осуществлении бюджетного про¬цесса в Российской Федерации.
Современный этап развития экономики России характеризуется заметными тенденциями укрепления государственной власти, повышением роли государства в управлении экономикой, усилением борьбы с правонарушениями в сфере финансово-экономических отношений. В этой связи актуально совершенствование действующей системы общегосударственного финансового контроля.
Задача любого современного государства, независимо от формы правления и его государственного устройства, - осуществление контроля за исполнением государственного бюджета и государственными финансами. Более того, возможность не только воздействовать на формирование государственных доходов, но и контролировать распоряжение государственными средствами является важнейшим инструментом в руках государства для достижения его политических целей.
Государственный финансовый контроль - неотъемлемая часть государственного устройства, одна из важнейших функций управления страной, обязательное условие нормального функционирования финансово-кредитной системы. Основная его цель - контроль за исполнением государственного бюджета и внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, осуществлению финансовых и налоговых льгот.
Развитие рыночных отношений не только не отменяет необходимости существования государственного финансового контроля, а и с усилением социальной ориентации в дальнейшем усложняется, на государственные органы ложится все большее количество функций по защите финансовых прав и интересов членов общества, введение способов по предотвращению и предупреждению злоупотреблений и краж. Все цивилизованные развитые страны разрешили и продолжают постоянно разрешать проблемы усовершенствования системы контрольных органов, совокупности их функции и полномочий и методов контрольной деятельности.
Глава 3:
Особый порядок предусмотрен для получения распорядителями наличных денежных средств, выдачей которых казначейства не занимаются. Орган казначейства в установленном порядке оформляет денежный чек на доверенное лицо распорядителя, которое получает денежную наличность в банке, где открыт вой счет органа казначейства.
Являясь банком для получателей средств бюджета, орган казначейства сам выступает в роли распорядителя средствами бюджета по отношению к банку, где открыт его лицевой счет расходов. Как клиент, казначейство представляет в банк все платежны документы, принятые от распорядителей, для совершения операций по счету. Первый экземпляр платежных документов заверяется печатью и подписями уполномоченных лиц органа казначейства.
Через лицевой счет казначейства в банке ис¬полняются все платежные документы бюджетных организаций. Орган казначейства в установленном порядке, на следующий день после операции по счету, получает выписку банка с копиями пла¬тежных документов на списание и зачисление средств. На основа¬нии полученных документов осуществляется зачисление и списа¬ние средств по лицевым счетам распорядителей, открытых в казначействе.
Учет средств на лицевых счетах ведется по статьям эко¬номической классификации, а выписка готовится в стандартном банковском виде и отражает движение в целом по лицевому счету.
Органы федерального казначейства в установленном порядке обеспечивают полный, сводный, систематический и стандартизированный учет по исполнению федерального бюджета. Отчет¬ность по формам, содержанию и срокам представления утвержда¬ется Главным управлением федерального казначейства.
Процесс исполнения федерального бюджета осуществляется в рамках финансового года и завершается ежегодно заключитель¬ными оборотами, после чего формируется отчет за год. Все юри¬дические лица, не связанные со средствами бюджета, осуществ¬ляют учет и отчетность по календарному году — с 1 января по 31 декабря. Банки не осуществляют заключительных оборотов по расчетным счетам юридических лиц. Для всех участников бюджет¬ного процесса порядок окончания финансового года устанавли¬вается Центральным банком РФ и Министерством финансов. Ор¬ганы федерального казначейства — непосредственные участники и исполнители операций по заключительным оборотам. Суть их состоит в том, что операции по счетам органов казначейства и всех бюджетных учреждений и организаций осуществляются в но¬вом году, но подлежат учету и включаются в отчетность как опе¬рации прошлого года.
Заключительные обороты по счетам доходов федерального бюджета осуществляются в новом году до установленной даты. Все платежные документы на перечисление налогов и платежей с да¬той начальной проводки до 31 декабря прошедшего года зачисля¬ются на счета доходов федерального казначейства прошлым го¬дом. Доходы по платежным документам, принятые в новом году, подлежат зачислению на лицевые счета казначейства и учету уже новым годом. Таким образом, у казначейства одновременно осу¬ществляются поступление и учет доходов по прошлому и новому финансовому году. На установленную дату все банки и органы федерального казначейства обязаны завершить операции по за¬числению доходов прошлого года. Все их лицевые счета «обнуля¬ются», и доходы зачисляются на один счет Главного управления Федерального казначейства в Центральном банке РФ. В отчет о доходах за прошедший финансовый год включаются все суммы, прошедшие по заключительным оборотам.
Заключение:
Под казначейским исполнением бюджета субъекта Федера¬ции понимаются регистрация поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, совер¬шение разрешительной надписи на право осуществления рас¬ходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обяза¬тельств, осуществление платежей от имени получателей средств бюджета субъектов Федерации.
Органы власти субъектов Федерации определяют объемы фи¬нансирования мероприятий по социально-экономическому развитию территории в пределах планируемых бюджетных доходов, предоставленных дотаций, субвенций, трансфертов, а также с учетом привлекаемых заемных средств. Органы власти субъектов Федерации устанавливают на тер¬ритории в рамках своей компетенции налоги, сборы, другие платежи, подлежащие зачислению в бюджет субъекта Феде¬рации и в местные бюджеты, определяют их размеры, полу¬чают закрепленные за бюджетом субъекта Федерации налоги и другие доходные источники, а также отчисления от регули¬рующих доходов.
При выборе организационной формы исполнения бюджета субъекта Федерации должен соблюдаться принцип полного и эффективного выполнения всех бюджетных полномочий, ко¬торыми наделены органы исполнительной власти субъекта Федерации.
Оперативная отчетность по исполнению федерального бюд¬жета - это отчетность, передаваемая в течение месяца выше¬стоящему органу казначейства и органам исполнительной власти Российской Федерации, субъекта Федерации и муни¬ципального образования.
Ежемесячная отчетность составляется по итогам месяца по доходам и расходам и представляется вышестоящему органу казначейства на определенную дату месяца, следующего за от¬четным.
Квартальная отчетность составляется органом казначейства по завершению отчетного квартала и представляется выше¬стоящему органу казначейства.
Министерство финансов Российской Федерации может вво¬дить дополнительные формы отчетов либо изменять ныне су¬ществующие для более полного и достоверного предоставле¬ния сведений об исполнении федерального бюджета. Годовая отчетность об исполнении федерального бюджета УФК составляется в структуре кодов бюджетной классифика¬ции Российской Федерации в соответствии с федеральным за¬коном «О бюджетной классификации Российской Федерации» и на основании Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации. В аналогичном порядке составляется отчетность ОФК соответствующих УФК. Состав оперативной, ежемесячной, квартальной и годовой отчетности по исполнению федерального бюджета. Содержа¬ние документов отчетности, представляемой в ГУФК. Сумма обязательств кредитных организаций, у которых ото¬званы лицензии на осуществление банковских операций по перечислению средств федерального бюджета со счетов ор¬ганов казначейства отражаются этими органами в балансе и в отчете по форме № 600.