Введение:
Способность человека успешно выживать в суровых (экстремальных) условиях природной среды – одно из древнейших его качеств. Он научился защищать себя от холода и зноя, строить себе жилище из снега и ветвей деревьев, добывать огонь трением, отыскивать съедобные плоды и коренья, охотиться на птиц и зверей и т.п. Но прошли столетия и человек, вкусив блага цивилизации, стал постепенно отдаляться от природы и утрачивать навыки, приобретенные предками за многие столетия. Являясь членом общества, он привык мыслить, что многие его потребности обеспечивают окружающие люди, что кто-то постоянно заботится об удовлетворении его нужд, что в той или иной неблагоприятной ситуации он всегда может рассчитывать на чью – то помощь. И действительно, в повседневной жизни человеку не приходится ломать себе голову как укрыться от жары или от холода, чем и где утолить жажду и голод. Заблудившись в незнакомом городе, он без труда получит необходимую информацию, заболев, обратится к врачу.
Однако и в наши дни нередки случаи, когда человек в результате сложившихся обстоятельств, попадает в экстремальные природные условия: в пустыню, тайгу, джунгли, на крайний север.
Как найти пропитание, развести огонь, оказать первую медицинскую помощь себе и своим товарищам. И все это нужно знать и уметь с детства. Благоприятный исход во многом зависит от психофизиологических качеств человека, прочных знаний основ выживания и других факторов.
В экстремальных природных условиях рано наступает критический момент, когда непомерные физические и психические нагрузки, кажущаяся бессмысленность дальнейшего сопротивления подавляют волю. Человеком овладевают пассивность, безразличие. Его уже не пугают возможные трагические последствия непродуманных ночевок, рискованных переправ. Он не верит в возможность спасения и поэтому гибнет, не исчерпав до конца запасов сил, не использовав запасы продовольствия.
Глава 2:
Эта часть начального этапа исследовательской работы показала практически нулевой результат готовности школьников к выживанию в условиях вынужденной автономии.
Вторым этапом нашей опытно-поисковой работы предполагалось проведение теоретических и практических занятий с экспериментальной группой.
Мы провели с данной группой школьников курс лекционных занятий по теоретической и практической подготовке обучаемых в условиях экстремальных ситуаций природного характера.
После проведения данных занятий нам удалось сравнить результаты опроса, полученные в экспериментальной группе, с результатами, полученными в контрольной группе. Результаты таковы:
-100% участников экспериментальной группы изменили свое мнение об экстремальных ситуациях в общем и о возможности их возникновения в частности;
-83% считают, что их знания об экстремальных ситуациях природного характера во многом углубились и обогатились новыми сведениями;
-75% находят, что получение новых сведений об экстремальных ситуациях заставило их по-новому взглянуть на эту проблему;
-96% указывают на необходимость проведения систематических практических занятий по подготовке к выживанию в экстремальных условиях, с целью доведения практических умений до уровня навыков;
-93% считают крайне недостаточным время, выделенное программой курса ОБЖ для практической подготовки к выживанию в условиях автономного существования.
Сравнительный анализ данных, полученных в результате проведенной работы по подготовке учащихся к выживанию в экстремальных условиях природного характера, показал, что у участников контрольной группы уровень теоретических и практических знаний не изменился.
Результаты проведенной исследовательской работы привели к выводу о том. Что основной задачей обучения выживанию в экстремальных ситуациях природного характера является:
-выработка навыков аналитического поведения в жизнеопасных ситуациях;
-приобретение знаний и умений в условиях вынужденной автономии;
-формирование опыта мыслительной работы;
-расширение методов ситуативного обучения (анализ опасных ситуаций, в результате которых могут произойти происшествия);
-формирование умения предвидения опасных ситуаций, их оценки и прогнозирования их развития, принятия целесообразных решений и смягчения тяжести последствий.
Заключение:
Методически правильно построенный анализ ситуации позволяет учащимся приобретать знания, обогащаться опытом безопасной деятельности, учиться избегать ошибок и неверных решений в экстремальных ситуациях, сознательно влиять на события в окружающей среде, формировать первичные навыки выживания в природной среде, способствовать развитию самостоятельного мышления и поведения в незнакомых ситуациях природного характера.
Безусловно, создать искусственную экстремальную ситуацию в природе сложно, практически невозможно. Любая природная среда в силу своей естественности не может быть для человека (как существа биологического, являющегося частью природы) экстремальной. Любая игровая ситуация принципиально не подходит для этих целей, так как наигранность ощущается во всем и включения мышления как правило не происходит. Эффект «натуральности» экстремума возникает, как правило, за счет неопытности и забывчивости.
Не дает положительной динамики и использование известного туристического приема «исчезновения командира», когда инструктор, «прячась за кустами», следит за действиями «растерявшейся» группы. Введение участников похода в ситуацию отсутствия снаряжения, если оно в действительности имеется, вообще недопустимый прием, Более правильным будет исключение на инструктаже перед походом рекомендации типа «не забудьте взять», «тщательно приготовьте снаряжение» и т.д.
Условием «комфортного» существования в сложной ситуации природного характера предположить наличие трех вещей (по степени необходимости): нож, соль, спички.