Введение:
Глава 24 "Единый социальный налог" Налогового кодекса РФ действует уже несколько лет. И практически каждый год законодатель вносит в нее различные поправки, иногда существенные. Напомним лишь некоторые из них.
С 2002 г. в нашей стране началась пенсионная реформа. В связи с этим ту долю ЕСН, которая раньше поступала в Пенсионный фонд РФ, стали уплачивать в федеральный бюджет. Данная сумма идет на выплату базовой части трудовой пенсии, которая одинакова для всех. А взносы в Пенсионный фонд РФ плательщикам пришлось перечислять отдельно. Эти взносы направляются на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии. Размеры таких выплат напрямую зависят от тех денег, которые были заработаны человеком во время своей трудовой деятельности. Также из объекта налогообложения были исключены выплаты и вознаграждения, не отнесенные к расходам, уменьшающим облагаемую базу по налогу на прибыль или по налогу на доходы физических лиц. Изменения коснулись и выплат в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором или договором гражданско-правового характера, а также авторским договором. С 1 января 2002 г. эти выплаты не включаются в облагаемую базу по ЕСН.
С 2003 г. были отменены льготы по налогу для иностранных граждан. А с 2004 г. изменилась форма расчетов по авансовым платежам по ЕСН. Но и это еще не все. С 1 января 2005 г. вступают в силу новые поправки к гл.24 Налогового кодекса РФ.
Подробнее о том, как исчислять ЕСН в 2005 г. и какие изменения ждут нас с 2006 г., будет описано в данной дипломной работе
Глава 3:
Очень часто налогоплательщики не понимают различий между единым социальным налогом и взносами на обязательное пенсионное страхование. Многие из них воспринимают единый социальный налог в части, зачисляемой в федеральный бюджет, как взносы на обязательное пенсионное страхование. Поэтому если налогоплательщик освобожден от уплаты единого социального налога, то, по его мнению, он освобожден и от уплаты взносов на пенсионное страхование. Разъяснения по этому поводу неоднократно давали Конституционный Суд РФ и арбитражные суды.
Обратимся к Определению Конституционного Суда РФ от 4 марта 2004 г. N 49-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Самарской городской общественной организации инвалидов "Волжанин" на нарушение конституционных прав и свобод статьей 34 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В этом Определении суд указал на то, что после того, как в силу вступили Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и Федеральный закон от 31 декабря 2001 г. N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах", единый социальный налог был модифицирован. Та часть налога, которая ранее уплачивалась в бюджет Пенсионного фонда РФ, с 2002 г. стала направляться на финансирование выплат базовой части трудовой пенсии. Одновременно с этим была введена система обязательного пенсионного страхования, предусматривающая уплату в бюджет Пенсионного фонда РФ специальных страховых взносов на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии застрахованных лиц.
С введением системы обязательного пенсионного страхования страховые взносы приобрели иную социально-правовую природу. Теперь в пенсионном законодательстве четко определено, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование уплачиваются на индивидуально возмездной основе, их целевое назначение - обеспечить права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
Таким образом, в отличие от налога, платежи которого не имеют адресной основы, не могут характеризоваться индивидуальной безвозмездностью и безвозвратностью, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование отвечают признакам возмездности и возвратности. Ведь при поступлении в бюджет Пенсионного фонда РФ эти платежи персонифицируются в отношении каждого застрахованного лица и учитываются на индивидуальных лицевых счетах, открытых каждому застрахованному лицу в органах Пенсионного фонда РФ. Причем учтенные на индивидуальном лицевом счете страховые взносы формируют страховое обеспечение, которое выплачивается застрахованному лицу при наступлении страхового случая (при достижении пенсионного возраста, наступлении инвалидности, потере кормильца). Кроме того, величина выплат будущей пенсии напрямую зависит от суммы накопленных на индивидуальном лицевом счете страховых взносов, которые за период его трудовой деятельности уплачивались страхователями.
Названные отличительные признаки налогов и страховых взносов обусловливают их разное целевое предназначение и различную социально-правовую природу и не позволяют рассматривать страховой взнос на обязательное пенсионное страхование как налоговый платеж.
Заключение:
С 1 января 2005 г. вступил в силу Федеральный закон от 20.07.2004 N 70-ФЗ "О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации".
Наконец-то с этого года налогоплательщики будут исчислять единый социальный налог по сниженным ставкам. Так, для лиц, производящих выплаты физическим лицам (организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями), максимальная ставка ЕСН снижена с 35,6% до 26%. Для налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, ставки снижены с 26,1% до 20%. Не секрет, что непомерная нагрузка на фонд заработной платы вынуждает многих работодателей выплачивать "черную" зарплату. При этом страдают работники, так как суммы перечислений в Пенсионный фонд уменьшаются и при выходе на пенсию сумма начисленной пенсии будет значительно ниже. Цель, которую ставили перед собой законодатели, - снизить налоговое бремя работодателей и стимулировать их к тому, чтобы заработная плата вышла из "тени" и стала "белой".
В зависимости от величины налоговой базы на каждого отдельного работника предусмотрено три вида ставок: для налоговой базы до 280 000 руб., от 280 001 руб. до 600 000 руб. и свыше 600 000 руб.
Рассчитав платежи, можно сделать вывод о том, что между действующими регрессивными ставками и новыми ставками расхождения не столь значительны.
Те налогоплательщики, которые производят выплаты в размере, не превышающем 100 000 руб. за налоговый период на каждое физическое лицо, действительно смогут ощутить положительный эффект от снижения налоговых ставок: сумма налога за 2005 г. окажется меньше уплаченного в 2004 г. ЕСН на сумму, соизмеримую с размером выплат в пользу физических лиц за один месяц. Но чем больше размер производимых в пользу физических лиц выплат, тем меньше экономия на ЕСН.
Максимальная ставка ЕСН, то есть при налоговой базе до 280 000 руб., составляет 26%, в том числе:
- 20% (вместо 28%) - в федеральный бюджет;
- 3,2% (вместо 4%) - в ФСС;
- 0,8% (вместо 0,2%) - в ФФОМС;
- 2% (вместо 3,4%) - в ТФОМС.
Помимо снижения ставок ЕСН и взносов в ПФР нельзя не отметить и другого изменения - отмены условий применения регрессии, то есть исключения требования о подтверждении права на применение регрессии (п.2 ст.241 НК РФ).