Введение
Статья 7 Конституции устанавливает, что Российская Федерация - соци-альное государство, политика которого направлена на создание условий, обес-печивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. От собираемо-сти единого социального налога напрямую зависит, сколько денег государство сможет потратить на социальную политику: выплату пенсий, оплату лечения граждан, выплату пособий по нетрудоспособности и т. д. Все эти расходы фи-нансируются за счет средств, поступающих в социальные внебюджетные фон-ды от единого социального налога.
Действующим в настоящее время законодательством по вопросам госу-дарственного социального страхования и обеспечения граждан Российской Фе-дерации предусмотрено их право на получение целого ряда пособий и компен-саций - по временной нетрудоспособности; беременности и родам; гражданам, имеющих детей; на погребение. Если работник заболел и не может выходить на работу, то после болезни он должен представить в бухгалтерию больничный - листок временной нетрудоспособности, выданный врачом. По этому листку предприятие оплатит то время, когда сотрудник был не в состоянии работать.
Правильность начисления пособий по листкам временной нетрудоспо-собности и различных выплат за счет Фонда социального страхования особенно важна, так как неправильно начисленные суммы пособий, выявленные при про-верке представителем Фонда социального страхования, из средств фонда не возмещаются. Кроме того, все документы для получения пособий должны быть в наличии и надлежащим образом оформлены.
Обязательные платежи в Пенсионный фонд РФ с 1 января 2001 года заме-нил единый социальный налог, однако персонифицированный учет не был от-менен. Эти данные плательщики единого социального налога по-прежнему представляют в Пенсионный фонд РФ. Персонифицированный учет необходим для справедливого назначения застрахованному лицу пенсии по результатам его труда, здесь собирается достоверная информация о стаже и заработке каж-дого работника. Организует этот учет Пенсионный фонд РФ, и такой учет нуж-дается в проверенных и своевременных данных, представленных налогопла-тельщиками.
Глава 3 Разработка предложений по совершенствованию учета расчетов по Единому социальному налогу
3.1. Мероприятия, направленные на совершенствование учетной работы
Исследуемому предприятию можно порекомендовать для учета расчетов с фондами обязательного медицинского страхования ввести субсчета второго порядка:
69-3/1 – «Расчеты с ФФОМС»
69-3/2 – «Расчеты с ТФОМС»
Использование данных субсчетов второго порядка позволит ЗАО «ИС-КРЭН» контролировать состояние расчетов с указанными фондами.
ЗАО «ИСКРЭН» можно порекомендовать с целью контроля за исчислением и уплатой Единого социального налога разработать формы учетных регистров. При этом необходимо соблюдать требования законодательства в части принятия к уче-ту первичных документов, которые должны иметь следующие обязательные рек-визиты (пункт 2 статьи 9 Закона «О бухгалтерском учете»):
а) наименование документа;
б) дату составления документа;
в) наименование организации, от имени которой составлен документ;
г) содержание хозяйственной операции;
д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
ж) личные подписи указанных лиц.
Для контроля за правильностью формирования налоговой базы и выплат, ос-вобождаемых от налогообложения, необходимо проконтролировать полноту уче-та выплат в пользу физических лиц. Для этого целесообразно сравнивать сумму выплат в пользу физических лиц, отраженную в налоговой декларации по единому социальному налогу как сумму строк 0100, 1000 и 1100 (приложение 7) с кредито-вым оборотом по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» в Главной книге. Результаты проверки можно оформлять в виде справки (таблица 3.1).
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г).
2. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть 2 (утвержден Федеральным Законом от 5.08.2000 г. № 118-ФЗ с изменениями от 24 июля 2007 г.)
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (Принят Государственной Думой 21 октября 1994 года с изменениями от 24 июля 2007 г.)
4. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изменениями от 03 ноября 2006 г.)
5. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н с изменениями от 18 сентября 2006 г.)
6. Приказ Минфина РФ от 9 февраля 2007 г. № 13н «Об утверждении формы Расчета авансовых платежей по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, и Порядка ее заполнения»
7. Алексеев М.О. ЕСН на сумму премий: платить или не платить // Финансовые и бухгалтерские консультации. – 2007. - № 6. – С. 35-36
8. Артельных И.В. «Зарплатные» налоги и взносы: таблицы для самопроверки // Российский налоговый курьер. – 2007. - № 5. – С. 25-26
9. Бехтерева Е.В. Налоговая отчетность. Единый социальный налог // Горячая линия бухгалтера. – 2007. - № 10. – С. 15-18
10. Власов А.В. ЕСН и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование: проблемные вопросы // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. – 2007. - № 2. – С. 15-18
11. Гавришова В.И. Как исчислить ЕСН, если работник получил инвалидность // Российский налоговый курьер. – 2007. - № 2. – С. 16-17
12. Гейц И.В. Вопросы исчисления единого социального налога в ответах на вопросы // Консультант бухгалтера, 2006. - № 2. – с. 17-18
13. Горбик Ю. Расчеты по ЕСН и ОПС: обратите внимание на детали // Московский бухгалтер. – 2007. - № 12. – С. 15-19
14. Гущина И.Э. Выплаты по договорам гражданско-правового характера и ЕСН // Финансовые и бухгалтерские консультации. – 2007. - № 6. – С. 25-28
15. Гущина И.Э. Исчисление и уплата единого социального налога // Новое в бухгалтерском учете и отчетности. – 2007. - № 7. – С. 15-19
16. Гущина И.Э. Единый социальный налог: исчисление, уплата и отчетность // Новое в бухгалтерском учете и отчетности. – 2007. - № 8. – С. 15-22
17. Гущина И.Э. Бухгалтерский учет расчетов по единому социальному налогу и пенсионным взносам // Новое в бухгалтерском учете и отчетности. – 2007. - № 9. – С. 14-15
18. Давыдова Е. Два дня болезни за счет фирмы // Расчет, 2006. - № 2. – С. 27
19. Диркова Е., Попова О. 12 способов оптимизации ЕСН // Практическая бухгалтерия. – 2007. - № 7. – С. 25-26
20. Ермаков Д.Н. Правовое регулирование пенсионного страхования в Российской Федерации: история, проблемы и перспективы // Гражданин и право. – 2006. - № 11. – С. 15-18
21. Жигачев А. Единый социальный налог и налог на прибыль // Финансовая газета. – 2007. - № 2. – С. 15-21
22. Захарьин В.Р. О порядке исчисления налоговой базы по ЕСН // Новое в бухгалтерском учете и отчетности. – 2007. - № 9. – С. 25-28
23. Зозуля В.В., Лобанова Н.А. Формирование и использование пенсионного бюджета как фактор социальной защиты населения // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях, 2006. - № 9. – С. 15-18
24. Каганова И. Об изменении ставок ЕСН // Финансовая газета, 2006. - № 3. – С. 8
25. Камалова Е. Отчет в ФСС: итоги за полугодие // Московский бухгалтер. – 2007. - № 12. – С. 25-26
26. Каширин В. Отчитаться по ЕСН // Практическая бухгалтерия. – 2007. – № 2. – С. 36-38
27. Кирилова О. Актуальные вопросы исчисления ЕСН // Финансовая газета. – 2007. - № 29. – С. 15-20
28. Ковалева Г.Б. «Зарплатные» налоги и страховые взносы при общем режиме . – 2007. - № 5. – С. 29-30
29. Котко Е.А. Заполнение Расчета авансовых платежей по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, согласно приказу Минфина России от 09.02.2007 № 13н // Налоговый вестник. – 2007. - № 6. – С. 25-28
30. Кочеткова Н. Санкции за несвоевременную подачу декларации по ЕСН // Финансовая газета. – 2007. - № 16. – С. 35-39
31. Крупский А., Рубальский К. Как выплатить зарплату и сэкономить на налогах? // Практическая бухгалтерия. – 2007. - № 5. – С. 23-26
32. Ланина И. На какие выплаты не начисляется ЕСН // Финансовая газета. – 2007. - № 32. – С. 41-42