Введение:
Первоначально внебюджетные фонды появились в виде специальных фон¬дов или особых счетов задолго до возникновения единого центрального денежного фонда государства — бюджета. Государственная власть с расши¬рением своей деятельности нуждалась во все новых расходах, требовавших средства для своего покрытия. Эти средства концентрировались в особых фон-дах, предназначенных для специальных целей. Такие фонды носили временный характер. С выполнением государством намеченных мероприя¬тий они заканчи-вали свое существование. В связи с этим количество фон¬дов постоянно меня-лось: одни возникали, другие аннулировались.
Современные внебюджетные фонды — это целевые централизованные фонды финансовых ресурсов, формируемые за счет обязательных платежей и отчислений юридических и физических лиц, это форма перераспределе-ния и использова¬ния финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансиро¬вания (реализации) конституционных прав граждан на пенсион-ное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь. Они выступают одним из звеньев общегосу-дарственных финансов. В нашей стране к таковым относятся: Фонд государст-венного социального страхования, Пенсион¬ный фонд, Государственный фонд медицинского страхования населения.
Государственные внебюджетные фонды создаются на основе соответст-вующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их дея-тельность, указываются источники формирования, определяются порядок и на-правления использования денежных фондов.
В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на экономические и социальные; в соответствии с уровнем управления — на об-щегосударственные и региональные.
Глава 3:
Выплаты и вознаграждения, указанные в пункте 1 статьи 237 НК РФ (в виде полной или частичной оплаты товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав, предназначенных для физического лица — работника или членов его семьи)), на основании пункта 3 статьи 236 НК РФ не подлежат включению в налоговую базу при исчислении единого социального налога, если они не от-несены налогоплательщиками к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Указанные выплаты и вознаграждения не признаются объектом налогообложе-ния ЕСН вне зависимости от формы, в которой они производятся, о чем прямо сказано в пункте 3 статьи 236 НК РФ.
Таким образом, у предприятий есть возможность выбора:
— либо оплачивать некоторые социальные (бытовые) нужды работников за счет чистой прибыли (увеличивая налог на прибыль, но не платя ЕСН);
— либо учитывать их в составе оплаты труда (уменьшая налог на прибыль, но уплачивая ЕСН).
Например, путевку можно оплатить непосредственно, либо выдать работни-ку премию (за производственные результаты), из которой он сам оплатит эту путевку.
Что выгоднее?
Для выяснения этого вопроса придется обратиться к несложным формулам.
Пусть В — выручка, Р — расходы (полная или частичная оплата товаров (ра-бот, услуг, имущественных или иных прав, предназначенных для физического лица — работника или членов его семьи), НП — налог на прибыль.
Тогда финансовый результат (Ф) будет определяться формулой:
Ф = В – Р – НП.
Мы хотим сравнить два финансовых результата:
1) в случае, когда оплата производится за счет чистой прибыли (не уменьшает налог на прибыль);
2) в случае, когда оплата включается в расходы на оплату труда (уменьшает на-лог на прибыль).
Поскольку нас интересует разница двух финансовых результатов, то все другие расходы, одинаковые для обоих случаев, нас не волнуют, поскольку при расчете разницы они вычитаются друг из друга, и дают в итоге ноль.
Раскроем теперь формулу финансового результата для анализируемых случаев.
В первом случае (расходы Р — за счет чистой прибыли) налог на при-быль равен выручке, умноженной на ставку налога на прибыль: НП = k * В, где k — ставка налога на прибыль. Тогда
Ф1 = В – Р – k * В. (1)
Во втором случае (расходы Р уменьшают налогооблагаемую прибыль) к числу затрат добавится ЕСН:
Ф2 = В – Р – ЕСН – НП,
а налог на прибыль, очевидно, будет таким:
НП = k * (В – Р – ЕСН).
Тогда финансовый результат запишется в виде формулы:
Ф2 = В – Р – ЕСН – k * (В – Р – ЕСН)
или
Ф2 = В – Р – ЕСН – k * В + k * Р + k * ЕСН. (2)
Заключение:
Даже по данным официальной статистики признается, что 25% дохо-дов работающие граждане получают без уплаты всех налогов. С уменьше-нием подоходного налога и введением плоской шкалы ситуация карди-нально не изменилась. Не особенно помогло и введение единого социаль-ного налога с немного пониженными размерами взносов во внебюджетные социальные фонды. По-прежнему главным сдерживающим фактором по выводу реальных доходов из теневой экономики является крайне высокая нагрузка на фонд оплаты труда.
Минфин, конечно, соглашается, что уменьшение ставки ЕСН необхо-димо. Речь идет или о небольшом снижении планки регрессивной шкалы, или же о простом, арифметическом снижении ставки ЕСН, что только усугубит проблему. Вслед за этим неизбежно последует ограничение раз-меров выплат социальных пособий. Убедиться в этом можно на примере двух последних лет. Дефицит Фонда социального страхования фактиче-ски принудил правительство пойти на снижение максимального размера выплат по временной нетрудоспособности, в том числе женщинам, уходя-щим в декретный отпуск. Более того, в этом году уже всерьез рассматри-вается возможность оплаты больничных листов начиная только с четверто-го дня нетрудоспособности. Фактически имеет место скрытое, ползучее повышение тарифа на обязательное социальное страхование.
Чрезмерным налогообложением ФОТ в основном озабочены предпри-ниматели, поэтому их предложения наиболее радикальны и строятся на двух основных принципах: существенное снижение взносов в социальные фонды, уплачиваемых работодателями, и выделение выплат, производимых с ФОТ, имеющих страховой характер. Как считает член бюро Правления РСПП, гендиректор Координационного совета объединений работодателей России Олег Еремеев, ставку ЕСН можно понизить за счет прекращения выплат, которые не связано с потерей заработка, а также неработающим гражданам. По его мнению, к ним можно отнести единовременное пособие при рождении ребенка, пособие на погребение или содержание детско-юношеских спортивных школ. Безусловно, дело это нужное с точки зрения государства, но никакого отношения к интересам производства не имеет. По оценкам, подобные расходы составят в бюджете ФСС в 2005 году около 25%.