Введение:
Ориентация бухгалтерского учета в условиях админис¬тративно-командной системы управления на удовлетворе¬ние интересов государства привела к тому, что он перестал реагировать на нужды внутренней системы управления. В настоящее время одной из актуальных проблем россий¬ской системы управления является перестройка системы учета с целью удовлетворения запросов как внешних, так и внутренних пользователей. На сегодняшний день перед учетом поставлены достаточно сложные задачи по его адап¬тации как к условиям переходного периода от плановой централизованной системы управления к рыночной, так и одновременно к международным правилам. Это вызвало серьезные методологические преобразования в системах бух¬галтерского и статистического учета, чья информация ста¬ла объектом пристального изучения.
Изменение экономической ситуации в Российской Фе¬дерации привело к тому, что многие нормативные доку¬менты, регулирующие ранее бухгалтерский учет в бюджет¬ных организациях на территории Российской Федерации, устарели и фактически перестали применяться.
Совершенствование бухгалтерского учета, усиление его контрольных функций за хозяйственной и финансовой дея¬тельностью организации - основа укрепления финансово-бюджетной дисциплины. Осуществляя сплошное и непрерыв¬ное отражение всех операций, связанных с исполнением сметы расходов по бюджету, бухгалтерский учет позволяет не только систематически сопоставлять их с утвержденными нормативами и сметами, но и устанавливать причины отклонений фактических расходов от утвержденных норма¬тивов и смет, выявлять наиболее целесообразные нормы расходов и повышать уровень бюджетного и сметного пла¬нирования в целом.
Используя информацию бухгалтерского учета, руководи¬тели и коллективы учреждений могут оперативно принимать меры по устранению просчетов и отклонений от утвержден¬ных нормативов в ходе хозяйственной и финансовой дея¬тельности. С помощью бухгалтерского учета в каждом учреждении устанавливаются систематическое наблюдение за наличием и сохранностью материальных и денежных средств, контроль за их рациональным использованием с учетом хозяйственной целесообразности. Бухгалтерский учет играет важную роль в обеспечении контроля за нали¬чием и эффективным использованием трудовых ресурсов.
По данным бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях можно вскрыть факты бесхозяйствен¬ности, расточительства, излишеств в использовании бюджет¬ных средств, принять меры к сбережению живого и овеще¬ствленного труда. Следовательно, бухгалтерский учет - это важнейшее звено системы управления бюджетными организациями.
В процессе написания дипломной работы мной были изучены нормативные акты по теме, монографии, учебная литература и статьи в периодической печати.
Следует отметить, что спорные вопросы касаются в основном вопросов, связанных с приобретением бюджетными учреждениями статуса юридического лица. Споры идут по вопросу, стоит ли бюджетным учреждениям вести бухгалтерский учет самостоятельно, или пользоваться по-прежнему услугами централизованных бухгалтерий.
Закон “О бухгалтерском учете” от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ в зависимости от объема учетной работы руководители образовательных учреждений могут:
- создать бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
- ввести в штат должность главного бухгалтера;
- передать на договорных началах ведение учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
- вести бухгалтерский учет лично.
Однако с введением положения о том, что бюджетные учреждения должны приобретать статус юридического лица, у руководителей учреждений появился выбор между самостоятельным ведением бухучета и распоряжением бюджетными средствами и передачей этих полномочий централизованной бухгалтерии. При решении этого вопроса следует исходить из того, что для крупных образовательных учреждений перспективней децентрализованная форма учета, так как руководитель в этом случае может принимать управленческие решения на основе своевременно поступающей бухгалтерской информации.
Глава 3:
С сумм начисленной оплаты труда ЦБ г. Стерлитамака производит отчисле¬ния единого социального налога — определенный Налоговым кодексом РФ процент от суммы оплаты труда (в Фонд социального страхования РФ 4%, в фонды обязательного медицинского страхования 3,6%, в Пенсионный фонд РФ 28%).
Для учета расчетов органов социальной защиты населения с предпри¬ятиями связи и кредитными организациями по выплате пенсий и посо¬бий и с пенсионерами по взысканию с них переплат по пенсиям и посо¬биям, расчетов учреждений по страховым взносам с государственными внебюджетными фондами используется счет 19 "Расчеты по обязатель¬ному социальному страхованию и социальной защите населения". Он подразделяется на субсчета:
191 "Расчеты за счет средств, полученных от государственных вне¬бюджетных фондов";
192 "Расчеты по взысканию переплат пенсий и пособий";
193 "Расчеты с Фондом социального страхования Российской Федерации";
194 "Расчеты с Фондом обязательного медицинского страхования Рос¬сийской Федерации";
195 "Расчеты по оказанию социальной помощи населению";
198 "Расчеты с Пенсионным фондом Российской Федерации";
199 "Расчеты с Государственным фондом занятости населения Рос¬сийской Федерации".
На субсчете 191 "Расчеты за счет средств, полученных от государст¬венных внебюджетных фондов" учитываются расчеты бюджетных учреж¬дений по средствам, полученным от государственных внебюджетных фондов на выплаты, предусмотренные действующим законодательством.
На субсчете 192 "Расчеты по взысканию переплат пенсий и пособий" учитываются операции по взысканию переплат с получателей пенсий и пособий, незаконно полученных ими сумм.
На субсчете 193 "Расчеты с Фондом социального страхования Россий¬ской федерации" учитываются расчеты по отчислениям на государствен¬ное социальное страхование.
Начисление взносов на социальное страхование производится один раз в месяц на основании расчетно-платежных ведомостей или свода расчетных ведомостей по заработной плате и стипендиям формы № 405 (мемориальный ордер № 5). Начисление страховых взносов производится по установленному тарифу на суммы, начисленные в пользу работников по всем основаниям, независимо от источников финансирования. Пере¬чень выплат, на которые не начисляются страховые взносы, утверждается Правительством Российской Федерации.
Суммы начисленных взносов по социальному страхованию и суммы, поступившие в погашение задолженности, записываются по кредиту субсчета 193 в корреспонденции с дебетом соответствующих субсчетов сче¬тов 09, 10, 11, 20, 21, 22. По дебету субсчета 193 записываются суммы начисленных пособий работникам по временной нетрудоспособности, пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, санаторно-курортного обслуживания работников и членов их семей и других выплат за счет средств государственного социального страхования.
Субсчет 194 "Расчеты с Фондом обязательного медицинского страхова¬ния Российской Федерации" предназначен для учета расчетов по отчисле¬ниям на обязательное медицинское страхование работников учреждения.
Начисление взносов на обязательное медицинское страхование про¬изводится по установленному тарифу в соответствии с действующим за¬конодательством и отражается по дебету соответствующих субсчетов сче¬тов 20, 21, 22 и по кредиту субсчета 194. При перечислении средств на медицинское страхование дебетуется субсчет 194 и кредитуются субсчета счетов 09, 10, 11.
Заключение:
Бухгалтерский учет в образовательном учреждении должен способствовать решению следующих задач:
формирование полной и достоверной информации о деятельности образовательного учреждения и его имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности (руководителям, учредителям и собственникам имущества обще¬образовательного учреждения), а также внешним — родителям учащихся, кредиторам, благотворителям, общественности, налоговым органам, органам статистики, государственного управления и другим;
обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении образовательным учреждением хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
предотвращение отрицательных результатов хозяйств деятельности образовательного учреждения и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
Бухгалтерский учет в образовательных учреждениях регулируют такие документы, как Бюджетный кодекс РФ, Федеральный “О бухгалтерском учете”, другие федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ.
Ведение бухгалтерского учета в образовательных учреждениях базируется на принципах и методологических основах, закрепле в Положении о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации (утверждено Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 20.03.92 № 10). В этом документе отражены основные международные принципы бухгалтерского учета.
Организация и ведение бухгалтерского учета в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях осуществляется в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюдже учреждениях, утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.99 г. № 107н.
Отчетность образовательных учреждений составляется в соответствии с приказом Минфина России от 15 июня 2000 г. № 54н “ Об утверждении инструкции о годовой, квартальной и месячной бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений и иных организаций, получающих финансирование из бюджета в соответстви бюджетной росписью”.
Следует отметить, что централизованная бухгалтерия г. Стерлитамака при отделе народного образования осуществляет учет в соответствии с вышеназваннымидокументами.
В соответствии со ст. 12 ФЗ “Об образовании” все образовательные учреждения, по которым ведется учет в ЦБ, являются юридическими лицами, имеют самостоятельный баланс и лицензию на право ведения образовательной деятельности. Однако у некоторых школ нет собственного расчетного счета, что является грубым нарушением Закона “Об образовании”. Отсутствие расчетного счета затрудняет участие учреждения в суде в качестве истца или ответчика, заключение учреждением договоров и др. Поэтому руководитель Стерлитамакского УНО должен проследить, чтобы это нарушение закона было исправлено.
Нарушено положение ст. 6 ФЗ “О бухгалтерском учете”, устанавливающее, что ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель учреждения. В Приказе об учетной политике эта обязанность возложена на главного бухгалтера. В Приказе об учетной политике на 2002 год целесообразно привести это положение в соответствие с законом.
Также необходимо урегулировать отношения между образовательными учреждениями и централизованной бухгалтерией официальным документом – договором на бухгалтерское обслуживание, который должен заключаться на добровольной основе. Среди услуг по бухгалтерскому обслуживанию можно указать открытие собственного внебюджетного счета образовательного учреждения и даже собственного бюджетного счета. Хотя, по нашему мнению, достаточно открытия отдельного субсчета для каждого учреждения в рамках одного бюджетного расчетного счета в банке. Образовательному учреждению следует так составлять договор на бухгалтерское обслуживание и обеспечивать его выполнение, чтобы иметь возможность реализовывать все права образовательного учреждения как юридического лица.