Введение:
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Если ребенок оказывается не подготовленным к школьным занятиям, в классе он ис-пытывает дискомфорт, так как здесь меняется его социальная позиция, ребенок включается в особый режим. Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и любого дошкольного учреждения, обеспечивающего необходимую подготов-ку детей к обучению в школе, должна существовать преемственность. Посколь-ку это понятие в общем смысле означает обеспечение направленности воспита-ния и обучения на решение задач не только данного, но и ближайшего периода жизни ребенка, то преемственность применительно к нашей теме проанализи-руем с позиции детского сада и с позиции школы.
Роль детского образовательного учреждения переоценить или недооце-нить невозможно: именно там начинается первичная социализация ребенка, именно в детских образовательных учреждениях ребенок открывает то, что ок-ружающий мир – это не только семья, он гораздо больше. А.Н. Леонтьев гово-рил, что в процессе социализации особое значение имеет дошкольное детство, так как в этот период происходит фактическое “очеловечивание” ребенка: он овладевает родовыми человеческими признаками - членораздельной речью, специфическими формами поведения, доступными видами продуктивной дея-тельности, знаковым мышлением. Л.С. Выготский, рассматривая социализацию как “процесс врастания в человеческую культуру”, подчеркивал особую роль овладения различными формами знака в становлении ребенка как человека.
Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, когда формируется, здоровье, осуществляется развитие личности, формируется го-товность ребенка к школе – дальнейшему развитию. Понятие готовности к школе – сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. То есть можно выделить личностную и интеллектуальную готовность к школе
Глава 3:
Результаты, полученные в экспериментальной группе (10 детей) на пер-вом этапе исследования (сентябрь 2005) средний возраст участников составил 6,5 лет, минимальный возраст участников – 6 лет, максимальный –6,9 лет; средний показатель социальной компетентности составил 103,6 пунктов, мини-мальный – 58 пунктов, максимальный показатель – 198 пунктов; средний пока-затель адаптации - 86,53 баллов, минимальный показатель – 53 баллов, макси-мальный – 140 баллов; средний показатель самоприятия 24,37 балла, мини-мальный – 14 балла, максимальный – 43 балла; средний показатель приятия других составил 11 баллов, минимальный – 6 балла, максимальный – 21 балл.
После проведения опроса на втором этапе исследования были получены следующие данные: средний показатель социальной компетентности составил 111,2 пункта, минимальный – 59 пункта, максимальный – 198 пункта.
Контрольная группа состояла из 10 человек, средний возраст которых 6,3 лет, минимальный –5,8 лет, максимальный –6,7 лет. Показатели первого этапа исследования составили: средний показатель социальной компетентности 104,28 пункта, минимальный – 64 пункта, максимальный- 164 пункта.
Данные второго этапа исследования: средний показатель социальной компетентности 106 пункта, минимальный – 69 пункта, максимальный – 164 пункта. 8,93 балла, минимальный – 4 балла, максимальный – 16 балла.
Обработка данных производилась с помощью программы Statistiсa 6.0. Для того чтобы определить тенденцию изменений социальной компетентности была использована описательная статистика (Descriptive Statistics). О динамике изменений говорят по различиям в средних значений, минимальных и макси-мальных показателях. В нашем случае минимальные и максимальные значения изменили незначительно либо не изменились вовсе, поэтому для изучения тен-денции изменения используются средние значения.
Таким образом, в количественном выражение можно говорить о следую-щих изменениях. В контрольной группе произошли следующие изменения: со-циальная компетентность увеличилась на 1,72 пункта. Изменения в экспери-ментальной группе: социальная компетентность увеличилась на 7,6 пунктов.
Таблица 1. Анализ распределения данных на первом и втором этапе ис-следования в контрольной группе.
Заключение:
Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, когда формируется, здоровье, осуществляется развитие личности, формируется го-товность ребенка к школе – дальнейшему развитию. Понятие готовности к школе – сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. То есть можно выделить личностную и интеллектуальную готовность к школе.
Роль детского образовательного учреждения переоценить или недооце-нить невозможно: именно там начинается первичная социализация ребенка, именно в детских образовательных учреждениях ребенок открывает то, что ок-ружающий мир – это не только семья, он гораздо больше. А.Н. Леонтьев гово-рил, что в процессе социализации особое значение имеет дошкольное детство, так как в этот период происходит фактическое “очеловечивание” ребенка: он овладевает родовыми человеческими признаками - членораздельной речью, специфическими формами поведения, доступными видами продуктивной дея-тельности, знаковым мышлением. Л.С. Выготский, рассматривая социализацию как “процесс врастания в человеческую культуру”, подчеркивал особую роль овладения различными формами знака в становлении ребенка как человека.
В структуре социально-психологического компонента личностной готов-ности ребенка к школе можно выделить следующие подструктуры:
• Коммуникативную компетентность
• Социальную компетентность
• Языковую компетентность
Использование понятия компетентности связано с тем, что оно не так часто употребляется в детской психологии. Следовательно, таким образом можно избежать различий в его интерпретации. Само слово компетентность обозначает осведомленность в чем-либо. Исходя из этого, социальная компе-тентность - это знание норм и правил поведения, принятых в определенной со-циально-культурной среде, отношение к ним; реализация этих знаний на прак-тике.
Учитывая все вышеизложенное, была выдвинута гипотеза: социальная компетентность детей, посещающих ДОУ выше социальной компетентности детей не посещающих ДОУ.
Объект исследования: особенности формирования личностной школьной готовности.
Предмет исследования: социальная компетентность детей дошкольного возраста.