Введение:
В условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, насколько продумана налоговая политика государства, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна.
Все важнейшие направления развития государства невозможны без соответствующего финансирования, следовательно, необходима развитая экономика для более полного выполнения государством своих функций.
Развитая экономика возможна при стабильном, гармоничном правовом регулировании налоговых правоотношений, грамотной и продуманной налоговой политике. Налоговая политика Российской Федерации, должна способствовать снижению налогового бремени, обеспечению устойчивых темпов экономического роста и повышению деловой активности, что приведет к значительному увеличению доходных поступлений в бюджеты всех уровней, а также стабильности государственных финансов.
Опыт последних лет показывает: эффективность налоговой политики тем выше, чем быстрее и последовательнее преодолеваются ограничения для предпринимательской деятельности. Запаздывающие, а тем более противоречивые, действия государства лишь умножают риски бизнеса.
Основными проблемами в налоговой сфере по-прежнему являются:
• неэффективность практической деятельности налоговых органов, заключающаяся в росте издержек для законопослушных налогоплательщиков;
• недоверие в отношениях государства и бизнеса, что выражается в сокрытии, занижении доходов, подлежащих налогообложению;
• не стабильность и несовершенство налогового законодательства, допускающее не однозначную трактовку правовых норм и как, следствие, налоговые правонарушения (речь в данном случае идет только о добросовестных налогоплательщиках, плательщиках сборов и налоговых агентах).
В нашей стране период становления налоговой системы не закончился, и о грамотной налоговой политике говорить пока тоже рано. Ввиду этого актуальность данной работы бесспорна.
Глава 2:
Сформированная в России налоговая система не в полной мере выполняет свои функции. Несмотря на значительную налоговую нагрузку, вызванную как множественностью налогов, так и высокими ставками основными из них, эта система не обеспечивает в полной мере потребности государства в средствах, необходимых для выполнения государством функций, возложенных на него.
Одним из основных путей увеличения налоговых поступлений в бюджет является как погашение имеющейся задолженности налогоплательщиков, так и создание необходимых условий и механизмов для предотвращения ее возникновения.
Основная причина существования проблемы неплатежей в бюджет кроется в самой налоговой политики государства, а точнее в уровне налогового бремени, который она устанавливает. Как уже упоминалось в первой главе данной работы размер налогового бремени не должен превышать 1/3 всех получаемых доходов налогоплательщика.
Кроме того, одной из основных причин существующей задолженности в бюджет является все еще не достаточная эффективность функционирования предприятий. И эта ситуация неэффективности «создана» государством, посредством неустойчивой экономической ситуации в стране и нестабильным правовым положением, что особенно касается налогового законодательства. Налогоплательщик, не успевая отслеживать изменения, вносимые Налоговый Кодекс Российской Федерации и иные правовые акты налогового законодательства, просто вынужден совершать налоговые правонарушения и, как следствие, возникают неплатежи в бюджет, а налогоплательщики обязаны нести ответственность за свои порой «неосознанные» правонарушения, т. к. незнание законодательства не освобождает виновное лицо от ответственности. Конечно, нельзя относить всех налогоплательщиков к категории добросовестных и ответственных лиц в исполнении своих налоговых обязательств, поскольку все же значительная часть налогоплательщиков предпочитает скрывать свои доходы, занижая тем самым налогооблагаемую базу, а значит и платежи в бюджет, а также по-прежнему недобросовестные налогоплательщики применяют различные схемы уклонения от налогообложения. Таким образом, проблема неплатежей в бюджет не перестает быть актуальной, урегулирование задолженности все также является «головной болью» налоговых органов, что в свою очередь свидетельствует о неэффективности современной налоговой политики.
Заключение:
Налоговая политика, как и любая другая политика государства, имеет свое содержание, которое характеризуется последовательными действиями государства по выработке научно-обоснованной концепции развития налоговой системы, определению важнейших направлений использования налогового механизма, а также практическому внедрению налоговой системы и контролю за ее эффективностью.
Как уже было ранее сказано роль налоговой политики состоит в эффективном стимулировании экономического роста и в организации распределения доходов. Эффективность налоговой политики выявляется через результат и его соответствие цели. Результат можно определить как цель (или то, что достигнуто по итогам совершения каких-либо целенаправленных мероприятий) после применения средств ее достижения. Если цель выбрана ошибочно либо средства, направленные на исполнение этой цели неэффективны, то ее достижение не принесет ожидаемых результатов, соответственно потребуется пересмотреть поставленные цели и способы, средства их достижения.
В решении проблемы дальнейшего роста налоговых поступлений в бюджетную систему и повышения уровня собираемости налоговых платежей, снижения образовавшейся в настоящее время задолженности по налогам, сборам, уплате пеней и налоговых санкций в бюджетную систему Российской Федерации немаловажное значение имеет переход к рациональной системе бюджетно-налогового прогнозирования и планирования. Так, в дипломной работе был проанализирован объем налоговых поступлений за ряд предшествующих лет, изменение уровня задолженности (по данным центрального отделения инспекции ФНС России по Томску и отделения № 1 инспекции ФНС России по г. Томску) (Приложения 1 - 3) исходя из этих данных в целом можно сказать, что налоговые органы справляются с реализацией поставленных целей по мобилизации налоговых доходов в бюджет и государственные внебюджетные фонды. Из рисунка 7 наглядно видно, что за анализируемый период с 2003 года наблюдается стабильный рост налоговых поступлений в бюджетную систему страны, в сравнении с итогами налоговых поступлений 2002 года. Темп роста налоговых поступлений по итогам 2005 года составил 64 %, тогда как увеличение задолженности по налогам, сборам, уплате пеней и налоговым санкциям, а также недоимки по итогам 2005 года в сравнении с итогами 2002 года хоть и наблюдается, однако темп рост по данным показателям невелик в сравнении с темпами роста налоговых поступлений и составляет 12 % и 4 % соответственно. Таким образом, можно говорить о несомненной эффективности налоговой политики, так как основными инструментом реализации налоговой политики являются налоговые органы, а значит именно те мероприятии, средства и способы, которые применяются налоговыми органами по достижению общегосударственных целей являются действенными.