Введение:
При осуществлении в нашей стране ре¬формы возникает проблема выработки такой хозяйственной политики и стратегии, кото¬рые позволяют организации поддерживать конкурентоспособность в обозримой перс¬пективе. Действия организаций и их руково¬дителей не могут сводиться к простому реа¬гированию на происходящие перемены. Все шире признается необходимость сознательно¬го управления изменениями на основе науч¬но обоснованной процедуры их предвидения, регулирования, приспособления к целям организации, к изменяющимся внешним ус¬ловиям. Точно так же и сама организация дол¬жна адекватно реагировать на изменения во внешней среде.
Современным инструментом управления развитием организации в условиях нарастаю¬щих изменений во внешней среде и связанной с этим неопределен¬ности является методология стратегического управления.
Практика показывает, что те организации, которые осуществля¬ют комплексное стратегическое планирование и управление, работа¬ют более успешно и получают прибыль значительно выше средней по отрасли. Многие руководители, имеющие опыт планирования, и про¬сто энергичные люди не добиваются желаемого успеха из-за того, что распыляют свои силы, стремясь охватить как можно больше рынков, произвести как можно больше разнообразных продуктов и удовлет¬ворить потребности различных групп клиентов. Для успеха же необ¬ходимы целенаправленная концентрация сил и правильно выбранная стратегия. Иными словами: кто лучше планирует свою стратегию, тот быстрее достигает успеха. Кроме того для эффективного практического функционирования стратегического менеджмента необходима разработка хорошей научной базы, сформированной с учетом специфического российского развития экономики. В связи с этим исследуемая в данной работе тема является достаточно актуальной в настоящее время.
При написании дипломной проекта использованы работы зарубежных и отечественных исследователей, таких как: Р. Акофф, И. Ансофф, Боумэн Клифф, О.С. Виханский, В.Д. Маркова, С.А. Кузнецова, А.Н. Люкшинов, В.И. Сергеев, Е.А. Фролов, и др. Среди них следует особо отметить работы И. Ансоффа , в которых проведено наиболее полное и глубокое исследование вопросов, связанных с разработкой и выбором стратегии фирм. Автор убедительно доказывает, что стратегический менеджмент необходим для обеспечения эффективности управления в организациях. При этом построение эффективного менеджмента следует начинать с правильной постановки стратегических целей.
Несмотря на значительное количество исследований и публикаций, связанных со стратегическим менеджментом, в отечественной литературе до сих пор не выработана обобщающая теория стратегического менеджмента применительно к российским условиям.
Глава 2:
В настоящее время предприятия газовой отрасли остро нуждаются в профессиональных специалистах в области диагностики и компьютерной обработки информации о состоянии подземных газопроводов.
Развитие сети магистральных газопроводов - необходимое условие эффективного функционирования трубопроводной си¬стемы, связывающей газодобывающие районы и центры газопереработки и потребления на территории России и за рубежом. Современный уровень развития промышленности определяет необходимость комплексного подхода к совершен¬ствованию диагностики, технического обслуживания и ремонта магистральных газопроводов. В течение срока эксплуатации газопроводов неоднократно осуществляется их ремонт с за¬меной оборудования насосных станций, отдельных участков линейной части, изоляционного покрытия труб и т.д. Поэто¬му разработка оптимальных стратегий эксплуатации с позиции формирования экологической безопасности, эксплуатационной надежности и технологичности, своевременного осуществления диагностики, реконструкции и капитального ремонта маги¬стральных газопроводов определяет уровень безопасности функционирования трубопроводных систем в комплексе с по¬тенциально возможными последствиями аварий, сопровождаю¬щихся нарушением сплошности линейной части. Сущест¬вующий в настоящее время принцип "загрязняющий платит" в наибольшей степени стимулирует газовые транс¬портные предприятия к созданию новых систем диагностики технического состояния газопроводов в целях прогнозирова¬ния остаточного ресурса трубопроводных систем.
Принципиальное различие задач повышения эффективно¬сти и надежности трубопроводных систем на современ¬ном этапе состоит в необходимости структурных и технологи¬ческих изменений во всем, неразрывно связанном комплексе технологических процессов диагностики, технического обслу¬живания, ремонта и реконструкции трубопроводных систем без нарушений режи¬мов эксплуатации трубопроводов. Практические потребности развития трубопроводных систем определяют в качестве актуальной проблемы соз¬дание перспективных стратегий формирования политики тех¬нической диагностики, обслуживания и ремонта трубопроводных систем как одного из основополагающих элементов реализации крупномасштаб¬ных инновационных программ эксплуатации, развития и ре¬конструкции трубопроводных систем.
В связи с вышеизложенным, руководству НОУ «Гипрониигаз – Учебный центр» предлагается разработать бизнес-план по организации обучения по программе «Контроль качества изоляционных покрытий подземных газопроводов приборным методом».
Анализ производственно-финансовой деятельности существующих газовых хозяйств Саратовской области показывает, что для этого географического района годовой спрос на специалистов исследуемой области оценивается в 500-700 чел. в год. НОУ «Гипрониигаз – Учебный центр» за год может подготовить 500 специалистов. При стоимости одного курса 4000 руб., это позволит получить доход в 2000 тыс. руб./год.
В таблице 2.9 представлены результаты расчетов издержек на реализацию бизнес-плана.
Заключение:
Подводя итог данной дипломной работы, можно сделать следующие выводы.
Серьезные изменения деловой среды российских предприятий, связанные с развитием конкуренции, информационных технологий, глобализацией бизнеса и многими другими факторами, обуславливают возрастание важности стратегического менеджмента.
Стратегический менеджмент как концепция управления фирмой позволяет взглянуть на организацию как на единое целое, объяснить с общесистемных позиций, почему некоторые фирмы развиваются и процветают, а иные переживают стагнацию или им грозит банкротство, то есть, почему происходит постоянное перераспределение ролей основных участников рынка.
Степень централизации управления является одним из структурных ключевых решений: если функциональная структура соответствует полностью централизованному управлению, то степень децентрализации при структуре, основанной на стратегической единице бизнеса, определяется каждым предприятием самостоятельно.
Совокупность бизнес единиц, принадлежащая одному и тому же владельцу, в стратегическом менеджменте называется портфелем. Такой портфель иногда называют корпоративным, чтобы отличить от портфеля ценных бумаг.
Формирование стратегии развития предприятия является итеративным процессом.
Цели предприятия могут быть скорректированы по результатам комплексного анализа внешней среды и внутренних возможностей бизнеса.
Определение миссии и целей ведет далее к определению стратегии и общей политики предприятия. Стратегия задает направление реализации предприятием своей миссии и целей, а политика, которая вытекает из стратегии, определяет четкие ориентиры для менеджеров всех подразделений. Обратная связь в системе стратегического управления обеспечивается путем контроля деятельности предприятия, оценки результатов и корректировки программ, бюджетов, процедур стратегического управления.
Процедуры оценки выбранной стратегии, в конечном счете, подчинена одному: приведет ли выбранная стратегия к достижению фирмой своих целей. Если стратегия соответствует целям, то дальнейшая ее оценка проводится по следующим направлениям.
Соответствие выбранной стратегии состоянию и требованиям окружения. Соответствие выбранной стратегии потенциалу и возможностям фирмы. Приемлемость риска, заложенного в стратегии. Оценка оправданности риска проводится по трем направлениям:
- реалистичны ли предпосылки, заложенные в основу выбора стратегии;
- к каким негативным последствиям для фирмы может привести провал стратегии;
- оправдывает ли возможный положительный результат риск потерь от провала в реализации стратегии.
Сложность реальной жизни обуславливает необходимость синтеза планомерного подхода и текущей корректировки планов. Отсюда вытекает необходимость увязки планирования с маркетингом и контролем с целью постоянного согласования параметров производства и сбыта в соответствии с изменениями рыночной конъюнктуры.