Введение:
В условиях современных рыночных отношений исследование экономической природы дебиторской и кредиторской задолженности, а также их учет и анализ приобретает все большее значение. Рост дебиторской задолженности, изменение структуры активов и пассивов, связанное с одновременным ростом кредиторской задолженности, в итоге приводит к кризису неплатежей в масштабах предприятия, отрасли, региона и страны в целом. Именно этим обусловлена актуальность изучения сущности и технологий управления дебиторской и кредиторской задолженностью на уровне организации как самостоятельного хозяйствующего субъекта.
Значимость учета и анализа дебиторской и кредиторской задолженностей определяется, с одной стороны тем, что недостаточное внимание к этому вопросу может привести вполне благополучное предприятие к банкротству, с другой – механизм управления задолженностью целесообразно рассматривать как метод финансового оздоровления предприятия. В настоящее время механизм контроля и управления дебиторской и кредиторской задолженностью предприятий представляет собой самостоятельный процесс экономических преобразований.
Таким образом, актуальность исследования дебиторской и кредиторской задолженности обусловлена необходимостью всестороннего научного анализа системы расчетов с поставщиками и покупателями предприятия, который оказывает непосредственное влияние на финансовый результат его деятельности, что, во-первых, позволяет выбирать и обосновывать направление политики финансового оздоровления, а, во-вторых, определять возможные пути и необходимые меры по повышению финансовой устойчивости хозяйствующих субъектов.
Глава 4:
В задаче оптимизации дебиторской задолженностью смешиваются две отдельные подзадачи – маркетинговая и финансовая: нужно максимально увеличить объем продаж, при этом предоставив кредиты на минимально возможный срок. Идеальным, но абсолютно несбыточным из-за конкурентных условий на большинстве рынков вариантом было бы максимальное расширение продаж по предоплате. Привлечь покупателя очень часто можно только отсрочкой платежа. При этом компания должна быть в состоянии выполнить все заказы, включая и неожиданные, то есть иметь некий страховой запас оборотных средств.
Компания ООО «Первая Волна» предоставляет большинству своих клиентов отсрочку платежа на период от 30 до 60 дней, в зависимости от их надежности и своевременности погашения ими своих обязательств. Однако вмести с тем, у организации есть и такие покупатели, с которыми оно ведет работу исключительно по предоплате, как правило, это новые клиенты.
Управление дебиторской задолженностью начинается с элементарного знакомства двух компаний. В компании ООО «Первая Волна» оценка кредитоспособности нового покупателя обычно решается достаточно просто: первые сделки совершаются по предоплате. Первый кредит тоже предоставляется осторожно, как правило, на сумму не более 50% объема поставки и на срок не более одной недели. Такая схема страхует от банального мошенничества, однако всех проблем по тестированию контрагента не снимает. Правильно оценить риск – это точно знать, какую отсрочку платежа и на какую сумму предоставить данному покупателю.
«О большинстве доступных западному финансовому директору источников информации – вроде данных кредитных бюро или мнения фондового рынка – российскому финансисту приходится пока только мечтать. Анализ финансовых коэффициентов также имеет много ограничений. Во-первых, он тоже не всегда доступен. Если правила игры диктуете не вы, просьбу предоставить документы могут принять за оскорбление. Во-вторых, даже доступ к бухгалтерской информации – скажем, банкиры имеют его практически всегда – проблему оценки надежности партнера не решает. Запутанность российского бухучета, почти тотальное несовпадение «бумажной» картины с реальным положением дел, отсутствие отраслевых данных по похожим предприятиям во много раз снижает ценность информации. В итоге анализ финансовых коэффициентов превращается в жонглирование цифрами». 48
Не работают пока в России и другие методы оценки партнеров вроде скоринговых систем или прогнозирования банкротства. Кредитные организации из этого затруднения выходят просто – на первое место они ставят обеспечение сделки, наличие залога. Именно хороший залог чаще всего дает банковскому кредиту «зеленый свет». Финансовые директора торговых или производственных компаний банкирам могут только позавидовать. Потребовав залог, они распугают всех клиентов, а другие гарантирующие оплату методы (вроде расчетов по аккредитиву или вексельных схем) распространены слабо, страхование сделок, которое тоже могло бы поправить положение, отсутствует вообще.
Заключение:
Проведенное в выпускной квалификационной работе исследование системы расчетов с поставщиками и покупателями показало, что показатели дебиторской и кредиторской задолженности имеют большое значение для анализа хозяйственной деятельности предприятия, так как могут возникнуть при осуществлении расчетов в любых формах и в любой момент хозяйственной деятельности предприятия.
С этим связана необходимость выяснения причин возникновения этих задолженностей, оценки их влияния на производственный и хозяйственный процесс, анализа повлиявших на их возникновение факторов. Кроме этого большое значение имеет специфика и особенности того предприятия, применительно к которому решаются данные задачи.
Объектом исследования моей выпускной квалификационной работы выступило современное предприятие, занимающееся реализацией искусственных колбасных оболочек и гибких упаковочных материалов - ООО «Первая Волна». Данное предприятие динамично развивается и обладает хорошей финансовой устойчивостью и платежеспособностью, что вытекает из проведенного мной анализа финансового состояния. Также следует отметить значительный рост объемов продаж и чистой прибыли, который произошел вследствие завоевания новых рынков сбыта. Все это в целом свидетельствует о положительной динамике развития предприятия.
Однако, что касается учета дебиторской и кредиторской задолженности на предприятии ООО «Первая Волна», то здесь имеются некоторые недостатки. В первую очередь это связано с тем, что организация не формирует резерва по сомнительным долгам.
Согласно действующему законодательству это является правом, а не обязанностью, поэтому организация может не создавать резерв по сомнительным долгам. В этом случае суммы дебиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности, и другие долги, нереальные для взыскания, включаются в расходы организации. Компания ООО «Первая Волна» использует это право в своей деятельности, однако в итоге это может привести к значительным финансовым потерям и убыткам в случае непогашения клиентами своих обязательств.
Общество всячески старается сократить возможный риск неоплаты реализованной продукции путем заключения дополнительных соглашений к основным договорам с покупателями и заказчиками. Однако этого не всегда бывает достаточно, чтобы застраховать себя от недобросовестных клиентов, поэтому я рекомендую данному предприятию все же создать резерв по сомнительным долгам, дабы минимизировать любой возможный риск, связанный с неоплатой дебиторской задолженности.
Ещё одним важным нюансом, на котором мне хотелось бы остановиться является то, что компания ООО «Первая Волна» является комиссионером и должна при учете дебиторской и кредиторской задолженности помнить обо всех тонкостях комиссионной торговли. Особое внимание предприятию необходимо уделить оформлению договоров с комитентами, так как отражение определенных условий и особенностей, связанных с поставкой и оплатой продукции, помогут избежать в дальнейшем неприятных ситуаций.