Введение:
Вопреки оптимистическим заверениям о начале в стране экономической стабилизации статистические данные и аналитические материалы свидетель¬ствуют об обратном. По-прежнему острой сохраняется проблема неплатежей, не снижаются размеры дебиторской и кредиторской задолженности предприятий.
Актуальность данной темы состоит в том, что исходя из статистических данных, по состоянию на 1 декабря 2003 года по городу Москве суммарная задолженность по обязательствам (кредиторская и задолженность по кредитам банков и займам) составила 2110,8 млрд. рублей, что на 14,2% больше, чем на 1 декабря прошлого года.
Кредиторская задолженность на 1 декабря 2003 г. составила 1114,4 млрд. рублей, из которых 7,5% или 83 млрд. рублей - просроченные долги. В прошлом году кредиторская задолженность составляла 1008,8 млрд. рублей, а просроченные долги - 130 млрд. рублей (12,9%). (Приложение А).
Дебиторская задолженность на 1 декабря 2003 г. составила 1450,4 млрд. рублей, из нее около 10% или 148,2 млрд. рублей - просроченные долги. На 1 декабря прошлого года дебиторская задолженность составляла 1297,2 млрд. рублей, из которых 13% или 168,6 млрд. рублей приходилось на просроченные долги. (Приложение Б).
Суммы задолженности с истекшими предельными сроками (свыше трех месяцев) обязательств по городу Москве, списанные на финансовые результаты деятельности организаций, на 1 декабря 2003 года: кредиторская задолженность, списанная на прибыль, составляет 56,8% в просроченной кредиторской задолженности; дебиторская задолженность, списанная на убыток, составляет 73,8% в просроченной дебиторской задолженности.
Дебиторская задолженность превысила кредиторскую задолженность на 336 млрд. руб. или на 56,5%. 23, с.79
Государство из-за неисполнения доходной части бюджета не может провести финансирование в необходимом объеме, выплатить возникшую задолженность по дотируемым из бюджета производствам и ведомствам.
Нарастание массы неплатежей или взаимной задолженности - подобно снежному кому: одно предприятие не платит другому, соответственно у второго возникают проблемы с уплатой налогов, расчетам с поставщиками и т.д. Прямо или косвенно в затянувшийся кризис неплатежей в России оказались вовлеченными практически все юридические лица и граждане, а также государство в лице органов, определяющих и осуществляющих финансовую и кредитно-денежную политику, кредитно-финансовые институты.
Глава 3:
При проверке расчетов с покупателями и заказчиками можно применять, кроме приемов фактического и документального контроля (аналитические процедуры, логический, нормативный и научный анализ).
В настоящее время организации со всех сторон обложены многочисленными налогами и платежами.
Научные исследования показали, что если выразить в абсолютном выражении все налоги и платежи и отнять эту сумму из стоимости всей реализованной продукции, то получится, что у отдельных организаций в виде налогов и платежей изымается вся прибавочная стоимость, а также часть оборотного капитала, вследствие чего, у организации не остается средств не только для ведения расширенного процесса производства, но и для простого воспроизводства. Поэтому на практике организации используют законные и незаконные методы «оптимизации налогов».
В этих условиях важнейшей задачей аудитора является проверка правильности расчетов налогов и других обязательных взносов (сборов) и платежей в бюджет. Здесь важную роль играет своевременное консультирование организации-заказчика по вопросам налогообложения с целью своевременного и правильного расчета по этим налогам с бюджетом, а также с целью избежания переплат и предупреждения финансовых санкций.
Расчеты по начислению налогов и их перечислению в бюджет является вольно трудоемким. Для этих целей в бухгалтерском учете используется счет 68 «Расчеты с бюджетом», и кредитуется этот счет на сумму, считающуюся к взносу в бюджет налогов. По дебету этого счета отражается суммы налогов, фактически перечисленные в бюджет, или задолженность бюджета организации. Аналитический учет по счету 68 ведется по видам налогов. К счету 68 могут быть открыто несколько субсчетов.
В начале проверки аудитор должен, путем устного тестирования, выяснить, по каким платежам и налогам организация-клиент ведет расчеты с бюджетом. После установления этого по каждому виду расчетов с бюджетом по налогам, сборам и платежам необходимо проверить:
а) состояние внутреннего контроля расчетов с бюджетом (путем тестирования);
б) правильность определения налогооблагаемой базы (прослеживание, сканирование, сверка документов и реестров бухучета);
в) правильность применения ставок налогов, сборов и платежей (путем прослеживания, пересчета);
г) правильность взимания НДС по приобретенным активным ресурсам;
д) правильность полноты и своевременного перечисления налогов, сборов и платежей в бюджет;
е) правильность составления бухгалтерских проводок по начислению и уплате налогов и платежей;
ж) правильность составления и своевременности предоставления в налоговую инспекцию отчетности по видам налогов и платежей.
Правильность оформления первичных документов, ведения аналитического и синтетического учета по расчетам с бюджетом на счете 68.
Для проверок необходимо иметь в распоряжении нормативную базу (инструкции, положения и т.д.), либо в компьютере, либо в виде справочников. Это значительно сократит трудоемкость проверок.
Аудитору также следует проверить отражение расчетов с бюджетом по налогам в отчетных формах: баланс (форма №1), отчете о прибылях и убытках (форма №2). В балансе дебиторская задолженность показывается по стр.236 (прочие дебиторы), а кредиторская задолженность - по стр.626 (задолженность перед бюджетом). В отчете о прибылях и убытках по стр.150 проверяется, как отражен налог на прибыль.
Расчеты по внебюджетным платежам учитываются на сч.76 «Расчеты по внебюджетным платежам» по видам платежей. Порядок исчисления регулируется законодательством.
По каждому из видов налогов и платежей я должна проверить:
а) правильность определения базы налогообложения;
б) обосновать применение ставок налогов и платежей;
в) правильность использования льгот при расчете налогов и платежей;
г) своевременность расчета и перечисления взносов по налогам;
д) порядок отражения в бухгалтерском учете операции по начислению платежей, их перечисление в фонды;
Заключение:
При изучении ведения бухгалтерского учета, проведении аудита бухгалтерской отчетности и анализе финансового состояния Открытого акционерного общества «Федеральная Сетевая Компания Единой энергетической Системы» (ОАО «ФСК ЕЭС») мною сделаны следующие выводы:
а) на предприятии ОАО «ФСК ЕЭС» установлена правильная организация ведения бухгалтерского учета. Все записи ответствующим счетам бухгалтерского учета в учетных регистрах и первичных документах; Главной книге; журналах-ордерах и отчетах, водятся в соответствии с нормативными документами: Гражданским кодексом Российской Федерации; Налоговым кодексом РФ; Положениями о ведении бухгалтерского учета; Планом счетов бухгалтерского учета; инструкциями Министерства по налогам и сборам РФ по порядку уплаты в бюджет налогов, сборов, пени и штрафов; Положением о составе затрат по производству и реализации продукции и др.;
б) при анализе финансового состояния установлено, что ОАО «ФСК ЕЭС» в целом реализует продукцию неплатежеспособным предприятиям. Оплата по счетам, за реализованную продукцию производится более чем через 1 год, в крайнем случае, что приводит к увеличению суммы просроченной дебиторской задолженности и риску ее не погашения;
в) срок погашения кредиторской задолженности ОАО «ФСК ЕЭС» составляет 19 дней (в течение одного месяца), что благотворно сказывается на финансовой устойчивости предприятия.
г) в 2003 году отмечается увеличение показателя текущей ликвидности оборотных средств на 4,41% к текущим обязательствам. Это говорит о том, что для погашения краткосрочных долгов ликвидных активов достаточно.
д) исходя из анализа ликвидности баланса, предприятие и его филиалы в 2003 году достаточно имеет денежных средств по оплате краткосрочных обязательств.
е) на конец 2003 года у ОАО «ФСК ЕЭС» краткосрочные обязательства составили в 0,01 раз меньше, чем величины собственного капитала, это характеризует положительную тенденцию покрытия краткосрочных обязательств собственным капиталом.