Введение:
В любой цивилизованной стране с развитой экономической системой одним из основных элементов механизма правового регулирования рыночных отношений является законодательство о несостоятельности (банкротстве). До недавнего времени нашей рыночной экономике были присущи такие явления как спад промышленности, экономический кризис, отсутствие инвестиций, ужесточение денежно-кредитных отношений, что, несомненно, приводит к несостоятельности хозяйствующих субъектов. Одним из проявлений экономического кризиса, переживаемого Россией, являлся кризис неплатежей. В настоящее время ситуация немного стабилизируется, намечаются положительные тенденции в российской экономике. Но ситуация усугубляется несовершенством российского законодательства о банкротстве, а также отсутствием отработанных процедур по вмешательству в деятельность неплатежеспособных кредитных организаций, принятию решений об их санации, организационных мероприятий по ликвидации предприятий-банкротов субъектов.
Финансовый кризис 1998 г. болезненно отразился на банковской системе России. Иммобилизация государственных ценных бумаг и фактическая остановка рынка межбанковского кредита значительно подорвали ликвидность этой системы. Последовавший затем отток средств клиентов, нарушение работы платежной системы показали, что банковский кризис приобрел системный характер.
К началу 1999 г. был понесен значительный ущерб, увеличилось число убыточных банков. Особенно сильный удар был нанесен крупным многофилиальным банкам, которые активно работали на рынке ГКО-ОФЗ, занимаясь кредитованием своих более мелких собратьев.
В последнее время ситуация в банковской системе заметно улучшилась, это связано, прежде всего, с укреплением российской экономики, относительной ее стабильностью. В настоящее время количество отечественных банков-банкротов резко сократилось. В 2003 г. Из 17 081 решения о признании банкротами в отношении кредитных организаций было вынесено всего 39 решений судов [77, с.24, 35].
В настоящее время разоряются, как правило, мелкие или средние банки, которые не выдерживают конкуренции в стремительно разрастающейся массе кредитных организаций. Так, например можно привести также данные о кредитных организациях, признанных банкротами за 9 месяцев 2004г., и в отношении которых в настоящее время открыто конкурсное производство: Коммерческий Жилищный банк (ТОО) [62, c.187], КБ «Сольди» (ТОО), ЗАО КБ «Компания по проектному финансированию», ЗАО КБ «Московский резервный банк» [63, c. 188], АКБ «СИТРАФИКОМБАНК», КБ ЭПКОН-МОСКВА», АКБ «Ярмарочный банк» (ЗАО) (г. Нижний Новгород), АБ «Империал», Коммерческий банк развития легкой промышленности (ООО), АКБ «Взаимный кредитъ» [64, c. 156], КБ «Казначейский» (ООО) (Республика Калмыкия) [65, c. 187], КБ «Инвесткредит», КБ «Межинвестбанк», ООО «Новочеркасский городской банк» [66, c.184], – всего 14 кредитных организаций.
Глава 2:
Особое место в ряду мер по предупреждению банкротства кредитных организаций, названных в Законе о банкротстве кредитных организаций, занимает назначение временной администрации. Это наиболее часто применяемая к кредитным организациям мера по предупреждению банкротства.
Назначение временной администрации относится к исключительно принудительным мерам по предупреждению банкротства кредитных организаций, императивно реализуемым по решению ЦБ РФ. Представляется, что именно выраженным принудительным характером этой меры определяется ее особое положение среди иных мер по предупреждению банкротства кредитных организаций. Специфика заключается в нормативном установлении строгого административного контроля за деятельностью собственно кредитной организации на период введения временной администрации со стороны ЦБ РФ.
Другие меры по предупреждению банкротства (финансовое оздоровление кредитной организации, и ее реорганизация), предусмотренные Законом о банкротстве кредитных организаций, допускают добровольное их применение по решению непосредственно кредитной организации. Отсюда наличие у самой кредитной организации выбора конкретных финансовых и правовых инструментов по предупреждению банкротства (например, в рамках мер по финансовому оздоровлению кредитной организации можно выбрать изменение структуры ее активов и пассивов либо изменение организационной структуры, либо использовать указанные меры в совокупности).
Деятельность временной администрации как мера по предупреждению банкротства кредитной организации вводится принудительно и исключает свободу воли самой кредитной организации. Фактически этот шаг означает введение легитимного ограничения (а при определенных обстоятельствах приостановление) полномочий собственных исполнительных органов кредитной организации, установление строгого контроля над текущей деятельностью кредитной организации со стороны специального органа — временной администрации, назначаемой по решению ЦБ РФ.
Генеральной задачей временной администрации является сохранение или восстановление платежеспособности кредитной организации в интересах ее кредиторов и вкладчиков, а также акционеров (пайщиков) и создание работоспособного управленческого механизма, обеспечивающего устранение выявленных нарушений и осуществление других мер по финансовому оздоровлению кредитной организации [32, с. 141].
Заключение:
В настоящей работе предпринята попытка решить задачи, поставленные во введении и, завершая настоящее исследование, следует подвести некоторые итоги. Стало очевидным, что невозможно было бы понять сущность института банкротства без анализа законодательной базы. Данный анализ позволил нам сделать вывод о том, что институту банкротства кредитных организаций постепенно стало уделяться все более пристальное внимание в связи с его экономической значимостью. С каждым годом число дел о несостоятельности кредитных организаций, рассмотренных арбитражными судами, растет, что, несомненно, свидетельствует о том, что институт банкротства в целом, и институт банкротства кредитных организаций в частности в России занимают ведущие места в развитии нормальных экономических отношений.
Специфика регулирования банкротства кредитных организаций обусловила создание отдельных нормативных актов, посвященных данной проблеме, поскольку невозможно охватить все аспекты данного вопроса в рамках нормативно-правовых актов, регулирующих банкротство предприятий в целом. Становится очевидным, что законодательство о банкротстве в целом, так и законодательство о несостоятельности кредитных организаций далеко от совершенства. Об этом свидетельствует множество изменений периодически вносимых в данные законы.
Несмотря на то, что ныне действующее законодательство о банкротстве было разработано с учетом недостатков всех ранее действующих законодательных актов о несостоятельности (банкротстве) оно далеко несовершенно. В нем также присутствует ряд существенных недоработок и очевидных недостатков, часть из которых уже была принята к исправлению, в силу признания их не соответствующими Конституции Российской Федерации. Но в законе существуют и такие недостатки, которые хотя и не противоречат Основному Закону страны, но тоже нуждаются в переработке.