Введение:
В условиях перехода к системе рыночного хозяйствования в соответствии с изменениями в экономическом и социальном развитии страны существенно меняется и политика в области оплаты труда, социальной поддержки и защиты работников. Процесс любой хозяйственной деятельности, особенно процесс производства, связан с затратами не только овеществленного (в средствах и предметах труда), но и живого труда. Труд является важнейшим элементом издержек производства и обращения. Повышением его производительности, прежде всего, обусловлен рост эффективности производства, а, следовательно, его рентабельности и прибыльности.
Понятие «заработная плата» наполнилось новым содержанием и охватывает все виды заработков (а также различных премий, доплат, надбавок и социальных льгот), начисленных в денежной и натуральных формах (независимо от источников финансирования), включая денежные суммы, начисленные работникам в соответствии законодательством за непроработанное время (ежегодный отпуск, праздничные дни и т.п.). Из заработной платы работников организаций производят различного рода удержания: налога на доходы физических лиц, по исполнительным листам, за материальный ущерб, брак продукции, своевременно не возвращенных подотчетных сумм, за товары, купленные в кредит и др.
Переход к рыночным отношениям вызвал к жизни новые источники получения денежных доходов в виде сумм, начисленных к выплате по акциям и вкладам членов трудового коллектива в имущество предприятия (дивиденды, проценты).
Таким образом, трудовые доходы каждого работника определяются по личным вкладам, с учетом конечных результатов работы предприятия, регулируются налогами и максимальными размерами не ограничиваются. Минимальный размер оплаты труда работников предприятий всех организационно-правовых форм устанавливаются законодательством.
Новыми направлениями в области социальных гарантий стали индексация доходов и компенсация потерь населения в связи с инфляцией. Важное место в социальной защите и поддержке населения занимают государственные внебюджетные фонды (социального страхования, пенсионный, обязательного медицинского страхования, занятости населения и др.). Порядок их формирования и использования регламентируется соответствующим законодательством [6, с.78].
Учет труда и заработной платы по праву занимает одно из центральных мест во всей системе учета на предприятии.
Глава 3:
Анализ величины и динамики средств, начисленных организацией работникам в соответствии с количеством и качеством затраченного ими труда дополняется оценкой удержаний и перечислений из заработной платы, которые могут производиться только в случаях, предусмотренных законодательством [16, с.194].
Удержания из заработной платы при анализе подразделяются:
- на обязательные, к которым относятся: налог на доходы физических лиц, удержания по исполнительным листам и надписям нотариальных контор в пользу юридических и физических лиц;
- на удержания по инициативе организации, в их состав включаются: суммы ранее выданных авансов, возмещение материального ущерба, причиненного работниками организации, возврат сумм излишне выплаченных в результате ошибок при расчете заработной платы, взыскание некоторых видов штрафов, удержания за допущенный брак при производстве продукции, за товары, проданные в кредит, удержания не возвращенных остатков подотчетных сумм и др.
Кроме этого из заработной платы работников по их письменному заявлению могут производиться следующие перечисления:
- заработной платы в сберегательный банк;
- квартплаты;
- страховым органам;
- профсоюзных взносов;
- погашение ссуды на строительство и благоустройство садовых домиков и др.
Основным налогом, при помощи которого государство регулирует доходы, получаемые физическими лицами, является налог на доходы физических лиц, который исчисляется и уплачивается в соответствии с Налоговым Кодексом РФ.
Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, не являющиеся резидентами РФ, но получающие доходы от источников, расположенных в РФ. Налоговой базой являются все доходы налогоплательщика, полученные в календарном году, как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. При этом налоговая база определяется по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.
В Инзенском ДРСУ налог на доходы физических лиц удерживается по налоговой ставке 13%, в отношении заработной платы и других выплат во исполнение трудового договора, премий, пособий по временной нетрудоспособности, кроме пособий по беременности и родам, вознаграждений за выполнение трудовых и иных обязанностей, включая выплаты по договорам гражданско-трудового характера и др.
Заключение:
В странах с развитыми рыночными отношениями формирование политики заработной платы, всей системы её организации происходит в результате взаимодействия следующих основных сторон государства, представляемого правительственными органами, организациями и предпринимателями и работниками. Принцип социального партнерства этих сторон в решении важнейших вопросов в области трудовых отношений, особенно по проблемам организации оплаты труда, является важнейшим в современных условиях.
Изучение действующей практики учета удержаний из начисленной оплаты труда работников в Инзенском ДРСУ за 2006г. свидетельствует о его соответствии законодательству Российской Федерации, при этом были выявлены следующие положительные моменты:
1. Учет и контроль удержаний из заработной платы осуществляется в соответствии с нормативными актами, Инструкциями, Положениями по бухгалтерскому учету.
2. Широко используется специализированная компьютерная программа «1С: Бухгалтерия». Она обобщает учетную информацию в разрезах, необходимых для управления, контроля, анализа и составления установленной бухгалтерской отчетности.
3. Идет совершенствование документооборота по учету удержаний из заработной платы. В частности, сокращение количества первичных документов на основе автоматизации первичного учета и внедрение вместо них бумажных машиночитаемых документов, что приводит к уменьшению времени регистрации и обработки учетных данных.
Для дальнейшего совершенствования учета и контроля в Инзенском ДРСУ необходимо усилить контроль за правильным использованием фонда заработной платы и правильностью производимых удержаний из начисленной оплаты труда.
Большое значение имеет также совершенствование и рационализация документооборота по учету затрат на оплату труда и производимых из неё удержаний путем использования в практической работе бухгалтера современных компьютерных программ, например, «Инфинзарплата», что исключит ошибки и искажения в учете, а также программы «Консультант плюс» для своевременного отслеживания изменений в законодательстве.
При изучении динамики фонда заработной платы было установлено, что фонд заработной платы в Инзенском ДРСУ в 2005г. по сравнению с 2004г. возрос с 2460,3 тыс.руб. до 2755,5 тыс.руб. Абсолютное отклонение фонда заработной платы было представлено абсолютным перерасходом в сумме 295,2 тыс.руб., а относительное отклонение –перерасходом в размере 55,9 тыс.руб.