Введение:
Защита прав потребителей – понятие, недавно вошедшее в нашу действитель-ность. Работы по ее правовому и организационному обеспечению выдвинули ее в число основных направлений социально-экономической политики государства.
До недавнего времени потребители в нашей стране по существу были бес-правны. Производители товаров и услуг диктовали им свои условия. Судебная за-щита практически отсутствовала. Только с принятием Верховным Советом Россий-ской Федерации 7 февраля 1992 года Закона «О защите прав потребителей» у граж-дан появилась возможность реализовать свои права, закрепленные в Резолюции Ге-неральной Ассамблеи ООН (№ 39/248 от 9 апреля 1985 г.).
Закон «О защите прав потребителей» (далее - Закон) - один из первых рыноч-ных законов, имеющих прямое отношение к преобразованию экономики. Необхо-димость принятия специального закона была вызвана тем, что все действовавшее ранее законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя, а не-многочисленные законодательные нормы, которые имелись в области охраны инте-ресов потребителя, были заблокированы ведомственными нормативными актами и практически не действовали.
Начало же перестройки российского общества, ориентация экономики на ну-жды человека требовали максимального расширения прав потребителей и закрепле-ния мер, обеспечивающих реальное их осуществление на законодательном уровне.
В связи с переходом на рыночную экономику, появилось большое количество не качественного товара и контрофактной продукции.
Глава 3:
В новой редакции Закона изъята норма об административной ответственности работников продавца, изготовителя, исполнителя, поскольку она регулируется Ко-дексом РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП) 2; 22.
Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена ответст-венность за нарушение правил торговли. Правила торговли по смыслу данной ста-тьи являются нормативно-правовыми и должны иметь публично-правовой характер. Правила могут содержаться в признанных РФ международных актах, законах, иных федеральных нормативных правовых актах, а также нормативных правовых актов органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Ответственность за нарушение правил торговли наступает только в том случае, если они содержатся в нормативных правовых актах, надлежащим образом зарегистрированных, либо от-вечающих иным требованиям, обязательным для вступления этих актов в силу.
Объективная сторона этого правонарушения включает в себя действия, со-стоящие в нарушении публично-правовых правил реализации товаров, или бездей-ствие, состоящее в несовершении действий, которые субъект обязан выполнить в соответствии с установленными правилами. Правонарушение является оконченным в момент нарушения правил.
С субъективной стороны данное правонарушение характеризуется прямым умыслом: лицо знает, что оно нарушает правила, и желает совершать действия либо допускает бездействие в нарушение правил.
Субъекты правонарушения – физические лица, на которых правовыми актами либо учредительными документами данного хозяйствующего субъекта возложены обязанности по реализации товара.
Кодексом об административных правонарушениях так же предусмотрена от-ветственность за обман потребителей ст.14.7 КоАП РФ. Обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара или иной обман потребителей в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, а равно граж-данам, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли.
Заключение:
Правовое регулирование отношений граждан- потребителей товаров и услуг с организациями, осуществляющими деятельность в сфере торговли, бытового и ино-го обслуживания, регулируется не только Законом РФ «О защите прав потребите-лей», но и принятыми в соответствии с ним иными законодательными актами Пра-вительства РФ, а также другими законами, содержащими нормы потребительского законодательства. Нормы потребительского право содержаться не только в различ-ных законах, но и принадлежат к различным отраслям законодательства (к уголов-ной, административной и другим отраслям). Однако основное регулирование отно-шений с участием потребителей осуществляется Законом РФ «О защите прав потре-бителей».
В Законе «О защите прав потребителей» нашла свое отражение тенденция усиления законодательного регулирования отношений, направленных на охрану прав граждан.
Закон закрепил важнейшие международно признанные права потребителей: право на надлежащее качество, право на безопасность, на информацию, на государ-ственную и общественную защиту интересов потребителей.
Кроме того, Закон установил ряд дополнительных гарантий прав. К ним мож-но отнести право на льготы в сфере торгового, бытового и иного обслуживания, право на обмен товара ненадлежащего качества, признание недействительными ус-ловий договора, ущемляющих права потребителей.
В Законе особое внимание уделено имущественной ответственности за нару-шение прав потребителей и, в особенности, возмещению убытков. При этом поло-жения Закона опираются на принципы гражданского права. Наряду с этим Закон со-держит нормы, регулирующие ответственность за причинение вреда жизни, здоро-вью или имуществу потребителей.