Дипломная по теме: Правовое регулирование защиты потребителей в Российской Федерации

Название работы: Правовое регулирование защиты потребителей в Российской Федерации

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Гражданское право

Страниц:

65 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Введение ..............................................................................................................................3

Глава 1 Потребительское право в Российской Федерации………………….................5

1.1 Понятие потребительского права. История возникновения.....................................5

1.2 Законы РФ « О защите прав потребителей». «Новеллы Закона». Основные

понятия Закона…………………………………………………………….............…........7

1.3 Развитие потребительского законодательства в РФ…………………………… 13

Глава 2 Государственная и общественная защита прав потребителей.................... 19

2.1 Полномочия органов государственной власти и местного управления

в области защиты прав потребителей………………………….................................... 19

2.2 Судебная защита прав потребителей. Компенсация морального вреда.......... 24

2.3 Права общественных объединений потребителей................................................. 27

2.4 Международные принципы защиты интересов потребителей………………… 30

2.5 Законодательство стран- участников СПГ ……………………………………. 32

2.6 Недостатки законодательства о защите прав потребителей………………….. 36

Глава3 Ответственность за нарушение потребительского законодательства ...........38

3.1 Гражданская ответственность……………………………...................................... 38

3.2 Ответственность по административному законодательству …………………… 50

3.3 Уголовно-наказуемые деяния в сфере потребительского права......................... 56

Заключение.........................................................................................................................60

Список использованных источников...............................................................................62

Выдержка:

Введение:

Защита прав потребителей – понятие, недавно вошедшее в нашу действитель-ность. Работы по ее правовому и организационному обеспечению выдвинули ее в число основных направлений социально-экономической политики государства.

До недавнего времени потребители в нашей стране по существу были бес-правны. Производители товаров и услуг диктовали им свои условия. Судебная за-щита практически отсутствовала. Только с принятием Верховным Советом Россий-ской Федерации 7 февраля 1992 года Закона «О защите прав потребителей» у граж-дан появилась возможность реализовать свои права, закрепленные в Резолюции Ге-неральной Ассамблеи ООН (№ 39/248 от 9 апреля 1985 г.).

Закон «О защите прав потребителей» (далее - Закон) - один из первых рыноч-ных законов, имеющих прямое отношение к преобразованию экономики. Необхо-димость принятия специального закона была вызвана тем, что все действовавшее ранее законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя, а не-многочисленные законодательные нормы, которые имелись в области охраны инте-ресов потребителя, были заблокированы ведомственными нормативными актами и практически не действовали.

Начало же перестройки российского общества, ориентация экономики на ну-жды человека требовали максимального расширения прав потребителей и закрепле-ния мер, обеспечивающих реальное их осуществление на законодательном уровне.

В связи с переходом на рыночную экономику, появилось большое количество не качественного товара и контрофактной продукции.

Значение Закона не только в усилении социальных гарантий гражданина. За-кон объективно повышает ответственность производителей, продавцов, исполните-лей за качество своей работы, что в условиях отсутствия развитой конкуренции спо-собствует повышению качества продукции и услуг и других организаций.

Одновременно с этим Закон вносит существенные изменения в представления о некоторых вопросах в области нормирования качества продукции, о гарантийных и других сроках, связанных с качеством, информацией о продукции, ответственно-стью за нарушение прав потребителей и др.

Существующее законодательство о защите прав потребителей не исчерпыва-ется одним только Законом РФ «О защите прав потребителей». Это целая группа нормативных актов, как законов, так и постановлений Правительства, регулирую-щих отдельные сферы потребительского законодательства.

Нормы потребительского законодательства содержатся не только в различных законах, но и принадлежат к различным отраслям законодательства. Перечень нор-мативных актов открывает Конституция РФ, которая закрепляет основные права граждан, а также устанавливает гарантии осуществления этих прав. От наиболее существенных нарушений потребителей защищают нормы административного и уголовного законодательства. Однако основное регулирование отношений с участи-ем потребителей осуществляется нормами гражданского законодательства, в част-ности, Гражданского Кодекса РФ.

Глава 3:

Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда РФ удовлетво-рен протест, внесенный в порядке судебного надзора: вынесенные по делу судебные постановления отменены и дело направлено на новое судебное рассмотрение по следующим основаниям. В соответствии с п. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. "О защите прав потребителей" в случае нарушения установлен-ных сроков начала и окончания выполнения работы (оказания услуги) исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере трех про-центов от стоимости работы (услуги), а если стоимость работы (услуги) отдельно в договоре не определена - общей стоимости заказа.

Согласно п. 1 ст. 14 того же Закона, условия договора, ущемляющие права по-требителей по сравнению с правилами, предусмотренными законодательством, признаются недействительными. Установлено, что в сентябре 1993 года стороны за-ключили договор на строительство коттеджа и тот построен товариществом с нару-шением срока.

В случае нарушения сроков сдачи готового объекта договором предусмотрена выплата подрядчиком заказчику неустойки за каждую неделю задержки в размере 0,1 % от суммы договора. Разрешая спор и взыскивая в пользу Б. неустойку за на-рушение срока окончания строительства в размере 3% за каждый день задержки, суд правильно указал, что, поскольку условие заключенного сторонами договора о раз-мере этой неустойки ущемляет права истца по сравнению с правилами, установлен-ными законодательством, указанное условие является недействительным и следует исходить из предусмотренных ст. 29 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" требований. Доводы кассационной инстанции и президиума о том, что в данном случае при расчете неустойки за нарушение срока окончания строи-тельства следует руководствоваться не законом, а договором, а также довод судеб-ной коллегии о том, что нужно применять п. 1 ч. 1 ст. 14 названного Закона только в случае, когда в результате выполнения условий договора, ущемляющих права по-требителей, у него возникли убытки, нельзя признать правильными, поскольку эти доводы противоречат требованиям Закона. Вместе с тем незаконны и выводы как суда, так и судебной коллегии о том, что размер подлежащей взысканию в пользу Б. неустойки следует определять исходя из стоимости работ, указанных в договоре.

Пленум Верховного Суда РФ в п.12 постановления от 29 сентября 1994 г. "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей" 16 дал разъясне-ния о том, что размер подлежащей взысканию неустойки в случаях, указанных в ст. 21, п. 4 ст.29,ст. 31 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", а также в случаях, предусмотренных иными законодательными актами или догово-ром, определяется судом исходя из стоимости товара (работы, услуги) на время вы-несения решения, поскольку продавец, изготовитель, исполнитель не выполнили возложенную на них п. 5 ст. 11 названного Закона обязанность удовлетворить тре-бования покупателя об уплате неустойки в добровольном порядке.

Общие положения об ответственности за нарушение любых прав потребите-лей установлены ст. 13 Закона. Она подлежит применению в тех случаях, когда за-конодательством не предусмотрены иные правила ответственности. Ст. 13 Закона регулирует вопросы гражданско-правовой ответственности контрагентов потреби-теля.

Ответственность одной стороны договора связана с правом другой стороны на защиту своих интересов. Способы защиты гражданских прав определены в ст. 12 ГК РФ:

- признание права;

- восстановление положения, существовавшего да нарушения права, и пресе-чение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

- признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности, применение последствий недействительности ничтожной сделки;

- признание недействительным акта государственного органа или органа ме-стного самоуправления;

- самозащита права;

- присуждение к исполнению обязанности в натуре;

- возмещение убытков;

- взыскание неустойки;

- компенсация морального вреда;

- прекращение или изменение правоотношения;

- неприменение судом акта государственного органа или органа местного са-моуправления, противоречащего закону;

- иные способы, предусмотренные законом.

Защита нарушенных прав осуществляется судом. Выбор способа защиты прав покупателя по закону принадлежит покупателю. Если продавец в нарушение дого-вора не передаст покупателю проданную вещь, покупатель вправе требовать пере-дачи ему проданной вещи и возмещения убытков, причиненных задержкой испол-нения, либо отказаться от договора и потребовать возмещения убытков.

Заключение:

Правовое регулирование отношений граждан- потребителей товаров и услуг с организациями, осуществляющими деятельность в сфере торговли, бытового и ино-го обслуживания, регулируется не только Законом РФ «О защите прав потребите-лей», но и принятыми в соответствии с ним иными законодательными актами Пра-вительства РФ, а также другими законами, содержащими нормы потребительского законодательства. Нормы потребительского право содержаться не только в различ-ных законах, но и принадлежат к различным отраслям законодательства (к уголов-ной, административной и другим отраслям). Однако основное регулирование отно-шений с участием потребителей осуществляется Законом РФ «О защите прав потре-бителей».

В Законе «О защите прав потребителей» нашла свое отражение тенденция усиления законодательного регулирования отношений, направленных на охрану прав граждан.

Закон закрепил важнейшие международно признанные права потребителей: право на надлежащее качество, право на безопасность, на информацию, на государ-ственную и общественную защиту интересов потребителей.

Кроме того, Закон установил ряд дополнительных гарантий прав. К ним мож-но отнести право на льготы в сфере торгового, бытового и иного обслуживания, право на обмен товара ненадлежащего качества, признание недействительными ус-ловий договора, ущемляющих права потребителей.

В Законе особое внимание уделено имущественной ответственности за нару-шение прав потребителей и, в особенности, возмещению убытков. При этом поло-жения Закона опираются на принципы гражданского права. Наряду с этим Закон со-держит нормы, регулирующие ответственность за причинение вреда жизни, здоро-вью или имуществу потребителей.

Вместе с индивидуальной защитой интересов потребителей в Законе преду-смотрена и коллективная защита. Основное ударение сделано на специальные госу-дарственные органы по защите прав потребителей, определена их компетенция. За-кон содержит фундаментальные права потребителей, опирается на основные прин-ципы гражданского законодательства. Он регулирует гражданско-правовые отноше-ния между потребителями-гражданами и организациями, осуществляющими свою деятельность в сфере бытового, торгового и иного обслуживания. Закон тесно взаи-модействует с законодательными актами, устанавливающими требования к деятель-ности таких организаций, качеству товаров и т.д.

Можно сказать, что с принятием Закона «О защите прав потребителей» в РФ начало формироваться потребительское законодательство как специфическая над-стройка над отраслевым законодательством (не только гражданским, но и уголов-ным, административным и т.д.), основной целью которого является предоставление дополнительных гарантий защиты прав потребителей при их взаимодействии с ор-ганизациями на рынке товаров и услуг и возложение на последних дополнительной ответственности за нарушение этих прав.

Похожие работы на данную тему