Введение:
Экономические изменения, происходящие в Российской Федерации, характе-ризующие переход к рыночным методам управления экономикой, затронули все сферы жизнедеятельности российского общества и государства. В связи с этим воз-никла объективная необходимость пересмотра укоренившихся представлений о дея-тельности существующих социальных институтов, обеспечения их финансовыми источниками и рационального использования имеющихся средств.
Законодательная база современной пенсионной системы в Российской Феде-рации формировалась почти 10 лет. Законодатели и организаторы пенсионного обеспечения по многим вопросам так и не пришли к единому мнению. Концепция реформы менялась четыре раза. Главным объектом борьбы стала доля частной ини-циативы, которая может быть допущена в существующую у нас сугубо государст-венную систему пенсионного обеспечения населения.
За время, прошедшее с начала реформы пенсионной системы, нормативная правовая база, касающаяся деятельности Пенсионного фонда Российской Федера-ции, претерпела значительные изменения.
При этом помимо принятия новых нормативно-правовых актов, вносились из-менения и в действующее законодательство, регулирующее вопросы, касающиеся пенсионной системы Российской Федерации.
Начиная с указанного периода, Пенсионный Фонд Российской Федерации осуществляет свою деятельность в совершенно новых условиях. В рамках реформи-рования пенсионной системы в Российской федерации Пенсионный фонд Россий-ской Федерации был наделен такими дополнительными функциями, как осуществ-ление государственного пенсионного обеспечения, организация инвестирования средств пенсионных накоплений, взаимодействие с негосударственными пенсион-ными фондами и др.
Глава 3:
Это создает предпосылки для укрепления трудовой дисциплины, стабилиза-ции персонала, улучшения морально-психологического климата в коллективе, в чем заинтересованы как работники, так и работодатели.
Происходящее в настоящее время реформирование системы государственного пенсионного обеспечения делает негосударственные пенсионные фонды продуктом высокого потребительского спроса. И это вполне понятно, поскольку существующая государственная система может обеспечить уровень пенсии лишь в размере 30% уровня последней заработной платы.
Большой плюс корпоративного пенсионного плана в том, что пенсия актуаль-на для всех сотрудников, так как рано или поздно пенсионером стане каждый. Не-маловажен и факт гибкости этого инструмента в силу индивидуального подхода не-государственных пенсионных фондов к работе каждого предприятия.
В числе наиболее важных результатов внедрения на предприятии корпоратив-ного пенсионного обеспечения: повышение лояльности квалифицированного персо-нала, сокращение ротации кадров до необходимого уровня, увеличение производи-тельности труда. Все это позволяет компании заложить устойчивый фундамент сво-его бизнеса.
Круг участников негосударственного пенсионного обеспечения может огра-ничиваться стажем работы в компании, успешным завершением испытательного срока, отсутствием штрафных санкций к работнику и так далее.
Способом начисления пенсионных накоплений может быть финансирование, осуществляемое полностью сотрудником или компанией или долевое финансирова-ние, предусматривающее совместную уплату средств. При этом пенсионные взносы могут переводиться сотрудниками на именные пенсионные счета, предприятием – либо на солидарный счет, либо на индивидуальные счета сотрудников. Размер от-числений, производимых предприятием при финансировании дополнительных пен-сий, может рассчитываться как фиксированный процент от заработка каждого со-трудника или от фонда оплаты труда всего предприятия. В основном это зависит от финансовых возможностей организации.
Пенсионные выплаты могут осуществляться в виде:
- фиксированного процента от зарплаты участника за каждый год работы;
- определенной суммы каждому работнику;
- другим способом.
Для пенсионных выплат предусмотрена индексация, которая может произво-диться в соответствии с официальным уровнем инфляции либо в соответствии с ре-ально полученным доходом от инвестирования пенсионных резервов.
Алгоритм реализации дополнительного пенсионного обеспечения на примере негосударственного пенсионного фонда «Пенсионный капитал» выглядит следую-щим образом:
На первом этапе руководство или менеджер по персоналу предприятия выби-рает систему формирования дополнительной пенсии работников предприятия. По предложенной фондом форме предприятие составляет список сотрудников для до-говора о негосударственном пенсионном обеспечении, передает информацию фон-ду.
Заключение:
В августе текущего года исполнилось 10 пенсионной реформе. Законодатели и организаторы пенсионного обеспечения так и не пришли к единому мнению по мно-гим вопросам.
В 1994году были опубликованы «Основные положения пенсионной рефор-мы» в которых цель преобразований была сформулирована как «Предотвращение кризиса старения: защита пожилых и содействие экономическому росту». Главным нововведением было накопление средств на будущую пенсию за счет работника и работодателя вне пределов государственной пенсионной системы. К этому времени в стране уже были организованы первые негосударственные пенсионные фонды.
В «Концепции реформы пенсионного обеспечения» (постановление Прави-тельства РФ № 790 от 07.09.1995г.) уже с большей определенностью говорилось о негосударственной пенсии. Она была названа одной из трех составляющих пенсии каждого будущего пенсионера [24, с.12].
В «Программе пенсионной реформы в РФ» (постановление Правительства РФ № 463 от 20.05.1998г.) значительно больше внимания уделено накопительной части пенсии[25, с.31].
Перед реформой стояли и продолжают стоять две задачи: обеспечение дос-тойной старости пенсионеров и уменьшение финансовой нагрузки государства. Вместе с тем, наше государство рыночное, предполагается, что основная ответст-венность за будущую пенсию должна ложиться на самого будущего пенсионера и его работодателя, т.е. работник и работодатель на паритетных началах и под патро-нажем профсоюзов и государства должны саккумулировать достаточно денежных средств для будущей пенсии работника. Сложность решения этих задач упирается в недостаточность развития нашей экономики. Минимальная заработная плата нашего работника значительно меньше трехсот долларов – минимальной зарплаты в разви-тых странах. В нашей стране тратится на зарплату и пенсию всего 20-30% ВВП, то-гда как во Франции и Германии до 70% ВВП идет на решение этого вопроса.
В соответствии с Конвенцией МОТ № 102 «О минимальных нормах социаль-ного обеспечения» определено, что периодическое пособие (пенсия) по старости ти-пичного получателя (мужчина с женой и двумя детьми) при стаже работы 30 лет не может быть менее 40% заработной платы. Европейским кодексом социального обес-печения установлено, что размер пенсии «типичного получателя» при наличии 40-летнего стажа работы должен составлять 50% при отсутствии иждивенцев и не ме-нее 65% при наличии иждивенцев.