Введение:
Экономические изменения, происходящие в Российской Федерации, характе-ризующие переход к рыночным методам управления экономикой, затронули все сферы жизнедеятельности российского общества и государства. В связи с этим воз-никла объективная необходимость пересмотра укоренившихся представлений о дея-тельности существующих социальных институтов, обеспечения их финансовыми источниками и рационального использования имеющихся средств.
Законодательная база современной пенсионной системы в Российской Феде-рации формировалась почти 10 лет. Законодатели и организаторы пенсионного обеспечения по многим вопросам так и не пришли к единому мнению. Концепция реформы менялась четыре раза. Главным объектом борьбы стала доля частной ини-циативы, которая может быть допущена в существующую у нас сугубо государст-венную систему пенсионного обеспечения населения.
За время, прошедшее с начала реформы пенсионной системы, нормативная правовая база, касающаяся деятельности Пенсионного фонда Российской Федера-ции, претерпела значительные изменения.
При этом помимо принятия новых нормативно-правовых актов, вносились из-менения и в действующее законодательство, регулирующее вопросы, касающиеся пенсионной системы Российской Федерации.
Начиная с указанного периода, Пенсионный Фонд Российской Федерации осуществляет свою деятельность в совершенно новых условиях. В рамках реформи-рования пенсионной системы в Российской федерации Пенсионный фонд Россий-ской Федерации был наделен такими дополнительными функциями, как осуществ-ление государственного пенсионного обеспечения, организация инвестирования средств пенсионных накоплений, взаимодействие с негосударственными пенсион-ными фондами и др.
Впоследствии на Пенсионный Фонд Российской Федерации были возложены функции по осуществлению ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан, ведению федерального регистра лиц, имеющих право на получение госу-дарственной социальной помощи, осуществление компенсации расходов на оплату один раз в два года стоимости проезда к месту отдыха и обратно пенсионерам-северянам. Указанные полномочия выходят за рамки системы обязательного пенси-онного страхования и относятся к сфере социального обеспечения в целом.
Наиболее важным для общества направлением преобразований в социальной политике государства является реформирование пенсионной системы, затрагиваю-щее интересы различных категорий населения:
- пенсионеров, которые заинтересованы в повышении пенсии независимо от источников финансирования;
- работающих граждан, которые находятся в настоящее время в инертном со-стоянии в силу отсутствия связи между размером пенсий и отчислениями в ПФР;
- работодателей, которые заинтересованы в либерализации налогового режи-ма, и в частности снижении налоговой нагрузки с целью увеличения у предприятий инвестиционных ресурсов.
Глава 3:
С целью обеспечения эф¬фективности государственного управления и регули-рования в системе пенсионного обеспе¬чения необходимо развитие специфических информацион¬ных статистических ресурсов. Также важно обеспечить доступ¬ность к прозрачным статистиче¬ским данным и методологиям их формирования для всех за¬интересованных лиц.
Одним из фак¬торов, тормозящих разработку методологии, является слабая нормативная база и бюрократи¬ческие недостатки системы го¬сударственного управ-ления.
Кроме того, меры по исполь¬зованию и применению научного подхода, а также опыта применения международных статистиче¬ских стандартов и классифика¬торов при определении конкрет¬ных показателей и методов их формирования в системе пен¬сионного обеспечения приме¬няются не в полном объеме.
Не¬обходимо создание системы национальных основ комплекс¬ного построения пенсионной статистики на основе интеграции различных данных о социально-экономическом развитии пенси¬онной системы.
6). Информационный блок проблем:
• Государственная систе¬ма организации информирова¬ния участников пенсионного рынка.
Важным элементом являет¬ся доведение до граждан ин¬формации о работе, как госу¬дарства, так и участников рын¬ка, особенно пенсионного. Речь идет не только об информированности, объяснении основ пенсионной реформы, но и об изменении отношения, десяти¬летиями складывающегося сте¬реотипа, что пенсионное обеспе¬чение — забота исключительно государства. Необходимо актив¬но пропагандировать тот факт, что людям надо самостоятельно думать о будущей пенсии в здо¬ровом и трудоспособном воз¬расте. Важно подготовить в кратчайшие сроки специалис¬тов, которые станут заниматься вопросами пенсионного кон¬сультирования, и это может про¬ходить в рамках, как государст¬венной программы, так и с учас¬тием НПФ, кото-рые также могут включиться в этот процесс.
• Реализация и обеспече¬ние программ по обучению граждан.
Обязательным эле¬ментом государственной поли¬тики должен стать процесс раз¬работки специальных учебных программ, целью которых явля¬ется достижение доверия насе¬ления к пенсионным фондам, демонстрация четких, последо¬вательных, целенаправленных шагов.
• Организация единого информационного пространст¬ва.
Необхо¬димо организовать единую от¬крытую информационную сис¬тему, в ко-торой любой гражда¬нин, обратившись, сможет полу¬чать данные практически по лю¬бому запросу: так можно будет четко отслеживать прохождение и выполнение за-просов и отве¬тов в различных государствен¬ных и негосударственных уч¬реждениях, получать информа¬цию о деятельности НПФ, управляющих компаний, банков, отде-лов, в том числе и госу¬дарственных, проверять испол¬нение запросов.
Как показывает мировой опыт инвестирования в накопи¬тельных пенсионных системах, стандартизация инвестицион¬ных деклараций в зависимости от срока до наступления пенси¬онных оснований эффективна для достижения целей инвести¬рования таких средств. Кроме того, переход к системе стан¬дартизированных инве-стицион¬ных деклараций облегчит про¬цесс выбора портфеля и будет способствовать снижению высо¬кой доли лиц, не воспользовав¬шихся правом выбора.
Короткий опыт в области инвестирования пенсионных на¬коплений свидетель-ствует о не¬обходимости повышения уровня информирования застрахован¬ных лиц об их правах в отноше¬нии пенсионных накоплений, а также информирования граж¬дан о возможностях использо¬вания институтов коллективного инвестирования для осу-ществ¬ления сбережений.
Разработка требований к пенсионным продуктам, обеспе¬чение их понятности для потре¬бителей является одной из важ¬ных задач развития пенсионных фондов. Принятие этих требова¬ний будет способствовать повы¬шению уровня доверия насе-ле¬ния к данным институтам, востребованности их для осуществ¬ления сбережений.
Заключение:
В августе текущего года исполнилось 10 пенсионной реформе. Законодатели и организаторы пенсионного обеспечения так и не пришли к единому мнению по мно-гим вопросам.
В 1994году были опубликованы «Основные положения пенсионной рефор-мы» в которых цель преобразований была сформулирована как «Предотвращение кризиса старения: защита пожилых и содействие экономическому росту». Главным нововведением было накопление средств на будущую пенсию за счет работника и работодателя вне пределов государственной пенсионной системы. К этому времени в стране уже были организованы первые негосударственные пенсионные фонды.
В «Концепции реформы пенсионного обеспечения» (постановление Прави-тельства РФ № 790 от 07.09.1995г.) уже с большей определенностью говорилось о негосударственной пенсии. Она была названа одной из трех составляющих пенсии каждого будущего пенсионера [24, с.12].
В «Программе пенсионной реформы в РФ» (постановление Правительства РФ № 463 от 20.05.1998г.) значительно больше внимания уделено накопительной части пенсии[25, с.31].
Перед реформой стояли и продолжают стоять две задачи: обеспечение дос-тойной старости пенсионеров и уменьшение финансовой нагрузки государства. Вместе с тем, наше государство рыночное, предполагается, что основная ответст-венность за будущую пенсию должна ложиться на самого будущего пенсионера и его работодателя, т.е. работник и работодатель на паритетных началах и под патро-нажем профсоюзов и государства должны саккумулировать достаточно денежных средств для будущей пенсии работника. Сложность решения этих задач упирается в недостаточность развития нашей экономики. Минимальная заработная плата нашего работника значительно меньше трехсот долларов – минимальной зарплаты в разви-тых странах. В нашей стране тратится на зарплату и пенсию всего 20-30% ВВП, то-гда как во Франции и Германии до 70% ВВП идет на решение этого вопроса.
В соответствии с Конвенцией МОТ № 102 «О минимальных нормах социаль-ного обеспечения» определено, что периодическое пособие (пенсия) по старости ти-пичного получателя (мужчина с женой и двумя детьми) при стаже работы 30 лет не может быть менее 40% заработной платы. Европейским кодексом социального обес-печения установлено, что размер пенсии «типичного получателя» при наличии 40-летнего стажа работы должен составлять 50% при отсутствии иждивенцев и не ме-нее 65% при наличии иждивенцев.
Основные преобразования, которые были осуществлены в пенсионной систе-ме за период реформирования это:
- изменена институциональная сущность пенсионной системы : элементы го-сударственного обеспечения разделены с обязательным пенсионным страхованием , принципиально изменена внутренняя структура трудовой пенсии, кроме страховой введены базовая (государственно-гарантированная) и накопительная (индивидуаль-но-персонифицированная) части трудовой пенсии;
- преобразованы финансовые механизмы функционирования пенсионной сис-темы ( одним из главных источников бюджета ПФР теперь являются налоговые по-ступления), реализованы серьезные элементы консолидации бюджета ПФР с феде-ральным бюджетом( законодательно закреплена субсидиарная ответственность фе-дерального бюджета по обязательствам ПФР), что позволяет обеспечить бездефицитное финансирование пенсий;