Дипломная по теме: Доказательство в гражданском процессе

Название работы: Доказательство в гражданском процессе

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Гражданское право

Страниц:

79 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Введение.3

Глава 1 Общие положения о доказательствах в гражданском процессе.6

1.1 Понятие судебного доказывания и его предмет.6

1.2 Понятие и признаки судебных доказательств.15

Глава 2 Относимость, допустимость, оценка доказательств.25

2.1 Относимость доказательств.25

2.2 Допустимость доказательств.29

2.3 Характеристика оценки доказательств в гражданском процессе.34

Глава 3 Юридическая характеристика отдельных видов доказательств в гра-жданском процессе .46

3.1 Объяснения сторон и третьих лиц как средства доказывания.46

3.2 Показания свидетелей.51

3.3 Письменные и вещественные доказательства.56

3.4 Заключения экспертов, аудио- и видеозапись.64

Заключение.71

Список использованных источников.74

Выдержка:

Введение:

Правосудие является одним из видов государственной деятельности, на-правленной на защиту социально-экономических, политических прав и охра-няемых законом интересов граждан и юридических лиц, учреждений, организа-ций и т.д. В соответствии с Конституцией РФ правосудие в РФ осуществляет-ся только судом. Действующим законодательством на суды возлагается обязан-ность в пределах своей компетенции быстро и правильно разрешать дела, воз-никающие из гражданских, трудовых, экономических и т.д. правоотношений.

Юристы, практикующие не один год, по каждому делу детально анализи-руют имеющиеся доказательства, и без такой работы немыслим успех в граж-данском процессе.

Принятие нового Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) не останавливает дискуссии о путях реформиро-вания российского гражданского судопроизводства. Реформы, как это часто бывает, в первую очередь касаются основных категорий - задач и принципов права. Тип процесса того или иного государства является следствием политиче-ского режима, который существует в государстве. Государствам тоталитарного режима свойственен процесс розыскного (инквизиционного) типа. В государст-вах с демократическим режимом складывается процесс состязательного типа. Современное гражданское судопроизводство России представляет собой сме-шанный тип, сочетающий инициативу лиц, участвующих в деле, в формирова-нии доказательственного материала с достаточной степенью активности суда в доказывании.

Ни в одном законодательном акте или постановлении Пленума Верховно-го суда РФ не найти точного ответа, какие доказательства по тем или иным ка-тегориям дел необходимо собирать. В этом и сложность, и практический инте-рес юридической деятельности, надо знать закон, разъяснения Пленума Вер-ховного суда РФ, правоприменительную практику.

Глава 3:

Свидетель - это юридически незаинтересованное в исходе дела лицо, вы-зываемое в суд для сообщения сведений о непосредственно или воспринятых, или сообщенных ему фактах, имеющих значение для дела . Это лицо наблюда-ло происходящее возникновение, развитие, изменение и прекращение отноше-ний, и благодаря этому свидетель может способствовать суду в установлении истины. В поисках истины свидетель бывает незаменим, поэтому лица, вызван-ные в качестве свидетелей, не могут в одном и том же процессе совмещать это положение с процессуальным положением иных субъектов. Например, если су-дья участвовал по делу в качестве свидетеля, то он не может участвовать в по-следующем рассмотрении данного дела в качестве судьи (п. 1 ст. 16 ГПК РФ).

Статья 69 ГПК РФ говорит, что свидетелем является лицо, которому мо-гут быть известны какие-либо сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения и разрешения дела.. Закон не устанавливает никаких возрас-тных ограничений для этой категории участников процесса: свидетелями могут быть и дети, если они по физическому и психическому развитию способны правильно воспринимать события окружающей действительности и давать о них показания.

В связи с особенностями детской психики, психологии в гражданском процессуальном законе установлены специальные правила их допроса (ст. 179 ГПК РФ): при допросе детей до 14 лет, а по усмотрению суда и при допросе де-тей от 14 до 16 лет вызывается педагог. Педагог в данном случае рассматрива-ется как специалист по детской психологии.

К сожалению, в ГПК РФ нет норм, регулирующих статус специалиста в процессе, что приводит в некоторых случаях к ситуациям, в которых наруша-ются интересы детей.

Суд должен внимательно относиться к показаниям несовершеннолетних свидетелей, объяснить им необходимость говорить правду и рассказать все, что им известно (лица, не достигшие 16 лет, не подлежат уголовной ответственно-сти за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний).

Возможно, при допросе свидетелей данной категории должен участвовать не просто педагог, а специалиста по детской психологии, знания которого по-зволят ему найти индивидуальный подход к ребенку. Это позволит не только получить необходимую информацию, но и оградить ребенка от потрясений, сложных ситуаций, складывающихся при допросе.

В ГПК РФ установлены определенные ограничения, препятствующие до-просу лица в качестве свидетеля (ст. 69 ГПК РФ). В соответствии с ч. 3 ст. 69 ГПК РФ не подлежат допросу в качестве свидетелей:

Заключение:

Мы рассмотрели основные вопросы судебного доказывания, судебных доказательств и их применения. Очевидно, что институт доказательств и тео-рию доказательств можно разделить на две части: общую и особенную. Общая часть раскрывает общие вопросы о доказательствах и их применении в граж-данском процессе, особенная часть содержит положения об особенностях при-менения доказательств по отдельным категориям гражданских дел.

В ходе изучения вопросов дипломной работы, были выявлены проблем-ные вопросы, которые порождают дискуссии в теории и не могут быть разре-шены однозначно в практике.

Существуют некоторые разногласия при определении понятия "доказы-вание", что приводит к неоднозначному пониманию и предмета доказывания. Можно согласиться с мнением большинства, что доказывание - что деятель-ность субъектов процесса по установлению при помощи указанных законом процессуальных средств и способов объективной истинности наличия или от-сутствия фактов; необходимых для разрешения спора между сторонами.

Наиболее интересным и необходимым для рассмотрения с практической точки зрения был вопрос относительно распределения обязанностей по доказы-ванию. Нужно отметить, что действующий в настоящее время принцип состяза-тельности переносит на спорящие стороны бремя доказывания тех фактов, на которые они ссылаются в подтверждение правоты их позиции. Но это в тоже время это не делает суд совершенно инертным. Суд принимает довольно актив-ное участие в процессе судебного доказывания.

Изучение этой проблемы приобретает особое значение, касающееся про-цессуальной экономии сил, средств и времени участников судопроизводства. Если судья хорошо подготовится к делу, разъяснит сторонам, какие они доказа-тельства должны предоставить, в необходимых случаях окажет помощь в поис-ке доказательств, это гарантирует вынесение правильного, справедливого и обоснованного решения.

Похожие работы на данную тему