Введение:
Согласно Федеральному Закону РФ «О банках и банковской деятельно-сти» банк – институт универсального характера, т.е. он выполняет всю сово-купность банковских операций. В настоящее время коммерческие банки - ос-новное звено рыночной системы, без которого было бы трудно представить нашу жизнь. В полной мере это можно сказать и о России, где за годы пере-стройки сформировалась двухуровневая банковская система. Низовое звено банковской системы, куда и входят коммерческие банки, состоит из сети само-стоятельных банковских учреждений, непосредственно выполняющих функции кредитно-расчетного обслуживания клиентуры на коммерческих принципах. Основной его составляющей являются коммерческие банки, деятельность кото-рых всеобъемлюща. Они занимаются практически всеми видами кредитных, расчетных и финансовых операций, связанных с обслуживанием хозяйственной деятельности своих клиентов.
Банки - центры, где в основном начинается и завершается деловое парт-нерство. От четкой грамотной деятельности банков зависит в решающей мере здоровье экономики. Без развитой сети банков, действующих именно на ком-мерческой основе, стремление к созданию реального и эффективного рыночно-го механизма остается лишь благим пожеланием.
Коммерческие банки осуществляют активные и пассивные операции. Эти операции подобны двум противоположным сторонам диалектического единст-ва. Без пассивных операций невозможны активные операции, а без активных операций становятся бессмысленными пассивные. Но все без исключения, про-водимые банковские операции преследуют одну цель - увеличение доходов и сокращение расходов.
Глава 3:
Отдел в соответствии с возложенными на него задачами выполняет сле-дующие функции:
организация работы по привлечению средств населения в рублях и ино-странной валюте;
осуществляет методологическое руководство по обслуживанию физиче-ских лиц работниками операционных отделов (секторов), дополнительных офисов (универсальных филиалов) и операционных касс вне кассового уз-ла (филиалов);
проведение маркетингового исследования и анализ рынка банковских про-дуктов для населения Удмуртской Республики;
разработка методических рекомендаций по вопросам, входящим в компе-тенцию отдела;
организация применения различных форм и методов пассивных операций для населения в целях максимального удовлетворения интересов клиентов;
другие функции, определенные руководством банка.
Отделение банка стремится создать максимально благоприятные условия обслуживания клиентов на основе расширения спектра предоставляемых услуг, повышения качества и обеспечить защиту интересов клиентов. Работа Отделе-ния с юридическими лицами строится на принципах установления партнерских отношений в расчете на долгосрочное сотрудничество.
Политика Отделения банка в сфере вкладных операций определяется с учетом конъюнктуры финансового рынка, потребностей клиентов в кредитных ресурсах и отличается разумным консерватизмом.
Большое место в Отделении банка занимают операции по приему комму-нальных платежей от населения. В этой сфере Сбербанк занимает преимущест-венное и лидирующее положение в отличие от других коммерческих банков. Практически 80 % всех коммунальных платежей проходят через систему Сбер-банка, несмотря на предоставление данного вида услуг почтовыми отделениями и некоторыми коммерческими банками.
Реализация банковских продуктов и услуг - важнейший этап деятельности любого банка в условиях рынка. Целью политики банка и всех его служб явля-ется привлечение клиентуры путем расширения сферы сбыта своих продуктов и услуг, завоевание рынка и в конечном итоге увеличение прибыли.
В настоящее время конкуренция на банковском рынке возросла настолько, что для того чтобы выжить, банки должны научиться продавать полный набор банковских продуктов и услуг, т.е. создавать своего рода банковский универмаг с обслуживанием клиента с одного прилавка. Широкая диверсификация опера-ций позволяет банкам как сохранить клиентов, так и увеличить их число за счет притока новых.
Заключение:
В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть большое практическое значение темы данной работы.
Банковское дело находится в процессе перемен. Стремясь повысить эко-номическую эффективность и улучшить механизм распределения ресурсов, правительство предпринимает шаги в направлении создания в экономике атмо-сферы открытости, конкуренции и рыночной дисциплины.
Опыт комплексного обслуживания клиентов внедряет¬ся отечественными коммерческими банками, которые начинают выполнять новые услуги (трасто-вые, консультационные, лизинговые, фак¬торинговые, валютные, поручитель-ские и прочие), удовлетворяя все более сложные потребности клиентов. Такой подход повышает их кон¬курентоспособность в привлечении кредитные ресур-сов и новых клиентов. Выдержать конкурентную борьбу в современных эконо-мичес¬ких условиях России сможет лишь тот банк, который будет пос¬тоянно расширять диапазон оказываемых клиентам услуг, снижать их себестоимость, улучшать качество депозитного, кредитного и расчетно-кассового обслужива-ния клиентов, предполагая им разного ро¬да консультации и т.п. Иначе у банка может резко сократиться объем кредитных ресурсов, ухудшится их структура, а, следова¬тельно, и ликвидность баланса. В итоге такой банк может понести крупные убытки, стать неконкурентным.
Современные банки стремятся всемерно расширять число и повышать ка-чество выполняемых ими операций с тем, чтобы привлечь больше клиентов и повысить свою доходную базу.
В настоящее время особенно ценятся услуги по своевременным расчетам между покупателем и поставщиком, а также услуги, связанные со внедрением новых платежных средств в виде кредитных и других пластиковых карт, вексе-лей, чеков и других.