Введение:
Старший школьный возраст от 15-16 до 18-19 лет, отно-сится к ранней юности. Именно для этого возраста характерны такие черты, как самосознание, самоопределение. Потребность в самоопределении не только влияет на характер учебной дея-тельности, но и определяет ее (Л. И. Божович.) В этот период происходит процесс развития человека, как личности, происхо-дит переход от зависимого детства к самостоятельной, ответ-ственной деятельности взрослого.
В окружающей нас действительности существует много раз-нообразных ситуаций, в которых человеку приходится приспо-сабливаться в той или иной степени, например, новая среда ок-ружения, новый климат, новая социальная ситуация развития и так далее. Каждый из нас ежедневно сталкивается с разнообразны-ми проявлениями социально- нежелательного поведения - агресси-ей, вредными привычками, противозаконными действиями.
Старшие школьники приобретают статус студента, в связи, с чем ему приходится адаптироваться к новым условиям жиз-ни. Ф.Н. Гоболин утверждает, что адаптация студента - это про-цесс, при котором личность студента перестраивается, меняется и способна к более интенсивной и дальнейшей глубокой социали-зации. Высокие адаптационные возможности способствуют уче-бе, непосредственно содействуя нормализации отношений между индивидом и группой, созданию в ней правильного психологи-ческого климата.
Глава 2:
Задачей нашего экспериментального исследования является оп-ределить особенности адаптации студентов к обучению в вузе с раз-личным уровнем агрессии. В ходе экспериментального исследования принимали участие 50 студентов первого курса факультета коррекци-онной педагогики и психологии Шадринского Государственного пе-дагогического института. Эксперимент проводился на базе
Экспериментальное исследование проходило в три этапа:
1. изучались особенности проявления агрессии у студентов пер-вого курса.
2. выявлялся уровень адаптации у студентов первого курса.
3. Выявление особенностей адаптации студентов с разным уров-нем проявления агрессии.
1. С целью выявления уровня агрессии мы использовали сле-дующие методики: проективную методику исследования личности «Hand-тест» Т.Н. Курбатова, О.М. Муляр. С помощью данной мето-дики мы определяли склонность испытуемых к агрессивному поведе-нию.
Анализ результатов позволил установить, что 17% испытуемых склонны к агрессивному поведению, то есть они могут нанести вред другому лицу или самим себе, они, как правило импульсивны, раз-дражительны, вспыльчивы, что затрудняет их общение с окружающи-ми. У оставшихся 83% испытуемых не наблюдается склонность к аг-рессивному поведению. Результаты методики отражены в диаграмме
Заключение:
В ходе экспериментального исследования получен и систематизиро-ван большой объем фактических данных, характеризующих особенно-сти адаптации студентов – первокурсников с разным уровнем агрес-сии.
Результаты выполненного нами теоретико прикладного исследо-вания особенности адаптации студентов – первокурсников с разным уровнем агрессии подтвердили нашу гипотезу о существовании осо-бенностей проявления адаптации у студентов с разным уровнем аг-рессии и позволили сформулировать следующие выводы:
1. Старшие школьники приобретают статус студента, в связи, с чем ему приходится адаптироваться к новым условиям жизни. Адаптация студента – это процесс, при котором личность студента перестраива-ется, меняется и способна к более интенсивной и дальнейшей глубо-кой социализации. У студентов преобладает высокий уровень адапта-ции.
2. Высокие адаптационные возможности, способствуют учебе, непо-средственно содействуя социализации.
3. Агрессия - это индивидуальное или коллективное поведение или действия, направленные на нанесение физического или психического вреда либо даже на уничтожение другого человека или группы. Для испытуемых характерен невысокий уровень проявления агрессии.